Найти тему
АвиаОбоз

The Financial Times. Авиакатастрофа в Японии показала возможности новых материалов

Для следователей и авиаэкспертов этот пожар – и то, как всем пассажирам рейса JAL удалось спастись – вероятно, даст важную информацию о современных материалах, используемых при изготовлении самолетов, и о лучших способах безопасной эвакуации пассажиров в чрезвычайных ситуациях.

Фото: Kyodo News/AP
Фото: Kyodo News/AP

Эта катастрофа стала первой потерей Airbus A350, модели, поступившей в эксплуатацию в 2015 году, и первым полным уничтожением в результате пожара самолета, изготовленного в основном из углеродного волокна — материала, который все чаще используется в аэрокосмической отрасли.

«JAL A350 — это первая потеря корпуса авиалайнера из композитных материалов и первая потеря в результате пожара», — отметил Скотт Хэмилтон, руководитель новостного сайта Leeham News. «Следователи извлекут множество уроков из аварии А350». Пять из шести человек на борту самолета береговой охраны Японии De Havilland Dash-8, который столкнулся с А350, погибли.

Хотя причина аварии и точная последовательность событий пока еще расследуются Советом по безопасности на транспорте Японии, полицией и другими ведомствами, эксперты заявили, что эвакуация 367 пассажиров и 12 членов экипажа с самолета JAL была выдающейся.

По имеющимся данным, система внутренней связи между салоном и кабиной пилотов вышла из строя после столкновения, и только три из восьми выходов были доступны для эвакуации из-за пожара снаружи самолета.

«Это был хороший результат, но сценарий эвакуации был сопряжен с высоким риском», — сказал профессор Гринвичского университета в Лондоне Эд Галеа, специализирующийся на пожарной безопасности. Он отметил, что кроме того, нос был наклонен вниз, что затрудняло использование надувных горок. «В таких обстоятельствах каждая секунда на счету».

Современные самолеты обязаны доказать при сертификации, что они могут эвакуировать всех пассажиров и экипаж в течение 90 секунд, используя половину имеющихся выходов. Салоны самолетов спроектированы таким образом, чтобы как можно дольше предотвращать распространение пламени.

«Самое важное, независимо от того, изготовлен ли самолет из алюминия или углеродного волокна, это то, что у вас есть достаточно времени для защиты от внешнего тепла», — сказал Бьорн Ферм, авиационный инженер и аналитик Leeham News. «В данном случае углеродное волокно обеспечило защиту от теплового воздействия».

Airbus сообщил, что композитные материалы составляют 53% в этой модели A350-900 и что испытания показали, что композитные конструкции обладают таким же уровнем огнестойкости, как и алюминий, который обычно используется в старых самолетах.

Хотя композиты не являются чем-то новым для аэрокосмической отрасли, их использование значительно возросло в последние годы, поскольку и Airbus, и Boeing сосредоточили усилия на снижении массы и повышении топливной эффективности.

Гамильтон из Leeham отметил, что ранее на двух В787 случались пожары с аналогичным количеством композитных материалов.

В январе 2013 года перегревшийся аккумулятор стал причиной пожара в самолете JAL, припаркованном в аэропорту Бостона после прилета из Токио. В июле того же года В787 Ethiopian, припаркованный в Лондоне, пострадал от пожара, вызванного коротким замыканием. Оба самолета получили серьезные повреждения, но были отремонтированы.

Авиационные эксперты заявили, что изображения горящего в аэропорту Ханэда A350 показали, что композитная конструкция способна выдерживать высокую температуру в течение длительного времени.

Алюминий плавится при температуре около 600 градусов по Цельсию, и хотя композиты горят при более низкой температуре, они по-другому реагируют на огонь, говорит Эмиль Гринхал, профессор композитных материалов в Имперском колледже в Лондоне.

"По мере горения материала весь легковоспламеняющийся материал образует слой угля"... и в конечном итоге вы получаете барьер против распространения огня».

По мнению экспертов, рассказы экипажа и пассажиров о том, как они провели эвакуацию в чрезвычайно сложных обстоятельствах, должны послужить уроком передовой практики и безопасности в аэропортах.

Хотя все находившиеся в самолете JAL выжили, Галеа из Гринвичского университета усомнился в эффективности 90-секундных тестов по эвакуации, поскольку они часто мало напоминали реальные происшествия. «Я называю это эталоном, поскольку он ничего не говорит о состоянии самолета в случае аварии».

Источник: The Financial Times

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале