Найти тему
Звук и мысль

Как одухотворить процесс обучения музыке, или звуки и Смыслы

Фото автора
Фото автора

Музыкальность в широком значении понятия есть одухотворенность, способность созвучать наиболее тонким струнам жизни, способность воспринимать и усиливать «обертоны» Красоты во всех ее проявлениях: в искусстве, в жизни, в поступке и мысли человека.

Развитие музыкальности связывается со способностью восприимчивости к содержанию музыки, но сегодня следует добавить: к наиболее «тонким», высоким уровням «содержания». Лишь тогда музицирование действительно становится "интонированной мыслью", как писал Б. Асафьев, "интонационно выраженной духовностью", как говорил В. Медушевский, утверждая необходимость одухотворения музыкальной интонации (правда, исходил при этом из церковного понимания духовности0.

Начальному музыкальному образованию сегодня очень недостаёт насыщенности глубиной, смыслом. Музыкальность ушла из "атмосферы" учения музыке: вместо творческости, лёгкости и талантливости – громоздкость и дух тяжести… А там, где пытаются "вернуть" и то и другое, уповают на способы лишь кажущиеся новыми, а на самом деле – всё то же, что и опустошило предмет "музыка" (разве компьютеризация – не из таких методов?)

Не об упрощении процесса обретения мастерства надо думать, а о наполнении его смыслами, содержательными целями, связанными с главной Идеей Искусства – Красотой.

Искание красоты есть смысл искусства, смысл музыкального мастерства – претворение Красоты Неслышимой в слышимые звуковые формы.

Ребёнок приходит в школу. Для него, 5-6-летнего, ещё не утратившего "природной" одухотворённости, слова «музыкальная школа» звучат буквально: как учение чему-то звонкому и благородному, красивому. Воображение рисует образы необычных занятий с необычными людьми – Музыкантами!

Но у входа в «Мир Прекрасного» толпятся вездесущие отметки да бесконечная череда «академических» и «технических». Немногим удаётся самостоятельно подняться над уровнем: «учу – сдаю – получаю» к бескорыстному и радостному: «люблю Музыку» (настоящую музыку), «люблю учиться», «люблю играть для других»…

Цельность – наиболее существенная черта детства. В развитии детской одарённости психологи отмечают наличие особого комплекса проблем, связанного с поиском Смысла – музыкальной деятельности, искусства, бытия… И чем талантливее ребёнок, тем раньше и тем в большей степени он нуждается в обретении достойных, высоких целей для приложения своих сил…

Многие великие исполнители подчёркивали необходимость воспитания в будущем музыканте не просто устойчивой мотивированности деятельности, но устремления к высшей её содержательности, к сознанию служения. Вспомним и К. Станиславского, строившего свою систему воспитания актёрского мастерства вокруг стержня – «сверх-сверхзадачи» – «единения в красоте»…

Условия музыкальной школы позволяют обеспечить каждому ребёнку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность, если с самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в музыке, но систему её ценностей и смыслов. Объяснить с самого начала возвышенный смысл музыкальной деятельности, "открыть слух" к восприятию красоты великой музыки и смысл музыкантского служения людям.

Конечно, если не будет примера в виде общей с учителями музыкальной жизни, самые прекрасные слова окажутся "фальшивыми". Мотивированность должна быть искренней. Как говорил Л. Выготский, "в правильной среде правильно растут дети".

Иными словами, в приложении к практике обучения музыке, можно сказать учителям: оставьте идеи конкуренции, вникайте вместе с учениками в глубину содержания и красоту великой музыки, дарите прочувствованную и осмысленную вами Красоту слушателям, и тогда в процесс обучения музыке "вернётся" утраченный дух талантливости – не как отдельные редкие врождённые явления (которые системно начинают эксплуатироваться в детях, для взрослых же становятся средством личной карьеры), а как сама сущность и смыл занятия Искусством.

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью эту нашу статью:" Звуки, ноты и Прекрасное", – можно читать на сайте "Живая Школа".

Дорогие подписчики и читатели канала, благодарим вас за внимание к нашим материалам! Заходите на канал чаще, статьи выходят регулярно.