С Рождеством Христовым, дорогие мои! Пусть у каждого из вас в жизни будет еще больше добра, света, любви и милосердия! И в этот праздничный день возрождаем рубрику «В Петербург по воскресеньям»!
Несколько месяцев прошло с того дня, когда я побывала в удивительном месте. Обязательном к посещению для всех, кто считает себя книголюбом. А эмоции и впечатления до сих пор свежи, и я с радостью поделюсь с вами. Статья получилась не маленькая, но поверьте, эта библиотека стоит того, чтобы о ней узнать и по ней прогуляться - виртуально, а лучше в реальности.
Итак, 10 линия Васильевского острова, дом 33/35. Когда-то здесь получали образование «бестужевки» - воспитанницы Высших женских Бестужевских курсов. Здесь учились девушки и женщины всех сословий и любого возраста. Условий для поступления было только два: свидетельство об окончании гимназии (желательно только с отличными оценками) и возможность оплачивать свое образование – 25 рублей в год. Программа соответствовала университетскому курсу, да и преподавали здесь лучшие российские учёные и профессора: химик Д.И. Менделеев, который поддерживал идею женского образования и брал успешных выпускниц к себе на работу в Палату мер и весов. Химик Бутлеров, биолог Бекетов, физиолог Сеченов, философы Лосский и В. Соловьев, филолог Щерба.
Многие преподаватели передавали в дар библиотеке курсов свои труды с дарственной подписью. Конечно, книги с такими именами и автографами – это особый золотой фонд, и в руки их вам никто не даст)) А вот, например, труды филолога и фольклориста В.Н. Перетца или учебник выпускницы-бестужевки, писательницы и переводчицы Зинаиды Венгеровой – пожалуйста.
Кстати, я поинтересовалась, есть ли сейчас в библиотеке учебник Владимира Соловьева с автографом. Оказывается, нет. Или он не дарил книги библиотеке, или они не сохранились. Хотя из 70 000 экземпляров, собранных к 1917 году, в настоящее время на своих местах находятся примерно 70-80 % книг.
Еще немного о самих Бестужевских курсах. Были они учреждены осенью 1878 года, правительство все годы их существования выделяло средства только на зарплату преподавателям. Все остальные необходимые затраты – за счет оплаты курсов слушательницами и частные пожертвования. Например, само здание курсов, ныне принадлежащее СПБГУ, было построено на пожертвование в несколько миллионов от купчихи - золотопромышленницы.
Бестужевские курсы просуществовали всего 40 лет, но за этот небольшой срок стали знаковым явлением русской культуры. 7,5 тысяч девушек получили высшее образование, равное университетскому. Многие из них стали учеными, писателями, политиками, получили научные звания, еще больше проработали всю свою жизнь в школах и училищах. Назову такие имена: Ольга Добиаш-Рождественская, крупнейший медиевист и первая женщина в дореволюционной России, получившая докторскую степень по истории. Евгения Рубинштейн — первая в мире женщина-климатолог. Татьяна Кладо — первая в России и мире женщина-аэролог и переводчик поэзии Байрона и Китса.
Сейчас о Бестужевских курсах и их выпускницах вспоминают не часто. Но библиотека – это то место, которое сохранилось почти в неизменном виде со времен существования курсов. Сейчас это мемориальная «Библиотека Бестужевских курсов», входящая в состав Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ. Это уникальный памятник библиотечному делу XIX века, а по сути - это памятник и самим Бестужевским курсам.
Поэтому первая половина экскурсии – это рассказ об этом уникальном учебном заведении. И хранитель Библиотеки Алексей Викторович рассказывает о бестужевках так, будто все они – его родные прабабушки)) Такого душевного рассказа, с массой подробностей и интереснейших фактов, давно я не слышала на экскурсиях)) Впрочем, о книгах Алексей Викторович будет рассказывать с не меньшим вдохновением и трепетом.
Когда заходишь в библиотеку, то первая реакция – возглас удивления и восхищения. И сразу вспоминается кабинет - библиотека императора Николая II в Зимнем Дворце. Да – да, у этих библиотек – один проект одного архитектора! Академик архитектуры А.Ф. Красовский руководил оборудованием и отделкой кабинета для императора в стиле северной псевдоготики или британского усадебного стиля, а через несколько лет, в 1899 году, было построено и оборудовано помещение библиотеки для Бестужевских курсов. С использованием ровно таких же материалов и мотивов: мореный дуб и полированный орех при строительстве шкафов, покрывающих три стены помещения, балюстрада по второму этажу, готические мотивы в декоре.
Но главное здесь - это, конечно, книги. Выстроившись плотными рядами от пола до потолка, они притягивают к себе, хочется их гладить, рассматривать, брать в руки. И на этой экскурсии есть такая потрясающая возможность! Конечно, любую книгу с полки вы не можете взять, но очень-очень много экземпляров Алексей Викторович достает, показывает, и вы можете тоже полистать этих отлично сохранившихся старичков, которым уже 120, 140 и больше лет.
А сохранились эти книги в отличном состоянии в том числе из-за «крепостной» системы расстановки. Придумала ее Екатерина Балобанова – выпускница первого набора Бестужевских курсов и бессменный руководитель и хранитель библиотеки.
Суть ее системы в том, что книги расставляются не по тематическому или хронологическому принципу, а исключительно по размеру. Кстати, когда архитектор Красовский создавал проект библиотеки, Екатерина Вячеславовна активно участвовала в этом процессе. Так как ей нужны были шкафы точно под размеры книг + зазор не более 10 мм. Нам кажется, что в такой расстановке нет логики, верно? Как могут стоять на одной полке учебники по праву, физике, языкам и какие-нибудь художественные издания? А вот оказывается, что логика есть!
Во-первых, как я уже сказала, книги при такой плотной расстановке лучше сохраняются, во-вторых, библиотека постоянно пополняется, и, например, при тематической расстановке приходилось бы постоянно книги передвигать, переставлять, менять местами (я с этим постоянно сталкиваюсь в своей домашней библиотеке))
А у Балобановой книга, попав в библиотеку, раз и навсегда занимала свое единственно возможное место, то есть была закреплена на своей полке навечно – «крепостная». А чтобы найти нужную, существовали библиотечные карточки и каталоги. И библиотекарь, который найдет книгу за несколько минут. Да-да, свободного доступа читателей к полкам не предполагалось.
И самый непостижимый факт: большинство книг еще долгое время оставались на своих местах, не были растащены даже после революции. Может, ни у кого не поднялась рука разрушать эту идеальную гармонию? И сейчас книги находятся именно там, куда их поставила Балобанова. Кстати, поинтересуйтесь биографией этой женщины: она не просто библиотекарь. Она и переводчик, и литературовед, и выпускница Сорбонны, а на момент окончания Бестужевских курсов ей было 40 лет.
Что еще интересного можно увидеть и узнать на экскурсии в библиотеку Бестужевских курсов? Например, про именные шкафы. Это когда какая-то семья передавала в дар библиотеке целое собрание книг, и тогда они хранились в именном шкафу. На первом этаже есть шкаф с золотой табличкой «Шкаф А.Н. Серова». Это книги, переданные в дар композитором Александром Серовым и его сыном художником Валентином Серовым. Невозможно без трепета брать в руки книгу, которую отец Серов получил как награду в Училище Правоведения. И боже, каким же почерком здесь выполнена дарственная надпись!
В общем, всю экскурсию вы будете восхищаться, замирать, шуршать страничками и думать о том, что как бы стремительно не летело время, но книга – это навсегда!
И практическая информация. К сожалению, эта экскурсия проводится не каждую неделю - надо мониторить сайты туроператоров и цены. Я ходила вместе с сообществом "Гиды Петербурга" за 700 рублей (возможно, они в своей группе ВК будут еще набирать желающих в библиотеку Бестужевских курсов), такая же цена у туроператора "Прогулки", есть предложения дороже.
Не могу удержаться - еще фотографии из этого места, в которое я просто влюбилась))