По мнению некоторых историков, Митридат в Пантикапее мог инсценировать свою смерть и благополучно укрыться в землях союзных ему скифских племен, где окончить свою жизнь. Летописец Юстин утверждает, что: «Митридат достиг такого величия, что превзошел своим могуществом всех царей не только своего времени, но и всех прежних времен». Естественно, что у Помпея было огромное желание захватить в плен понтийского царя и провести в триумфальной процессии в Риме как наглядное свидетельство результатов своей Азиатской кампании. Сам Митридат понимал, что римляне не оставят его как Ганнибала в покое до тех пор, пока не убедятся в смерти заклятого врага.
По свидетельству античных летописцев Митридат покончил жизнь либо самоубийством или по причине старческой немощности попросил заколоть себя верного галльского телохранителя Битуита. Вполне возможно, что царя убили воины мятежного сына Фарнака. Затем новоявленный царь отправил труп Митридата с другими телами убитых царских родственников Помпею в качестве попытки примирения и заключения мирного договора с Римом. Помпей в это время находился в 1600 километрах от Пантикапея в окрестностях Набатейского царства. За то длительное время, которое потребовалось Помпею прибыть с армией в Амис, тело Митридата разложилось по причине не качественного бальзамирования и забывчивости удалить мозг. Поэтому доподлинно опознать труп Митридата визуально не представлялось возможным.
Тело царя было опознано по многочисленным шрамам. Самый заметный рубец у Митридата находился на лбу и являлся отметиной от молнии, поразившей его еще в детстве. На разложившемся лице его вряд ли можно было увидеть. Также невозможно было заметить и шрам на щеке от раны, полученной в сражении в 67 году до новой эры. Оставался шрам от удара мечом в бедро в той же битве и смертельная рана, нанесенная Митридату галльским телохранителем в Пантикапее. Дион Кассий утверждает, что тело царя было изуродовано «мечами и копьями» людьми Фарнака. Это свидетельство настораживает и не понятно, зачем воинам Фарнака потребовалось глумиться над трупом своего бывшего царя? Не сознательно ли тело подложного Митридата было обезображено по приказу Фарнака, чтобы затем исключить попытку опознания?
По Плутарху в посольстве Фарнака к Помпею находился царский друг Гай, которого, возможно, и привлекли для опознания трупа Митридата. Однако шрамы на бедрах имелись у многих всадников, принимавших участие в битвах и таким образом, только знаки царского отличия в гробу являлись единственным доказательством того, что предоставленное тело покойного принадлежало именно понтийскому царю. В случае присутствия в составе посольства Метрофана и его привлечения к опознанию тела царя, принимавший участие во всех войнах Митридата старый полководец однозначно мог дать нужные Фарнаку показания, скрывающие подмену тела отца.
Мне не понятна логика версии летописцев о попытке Митридата расстаться с жизнью методом принятия яда, который царь хранил в потайном отделении своего кинжала. Если Митридат с детства принимал противоядия, боясь отравления и заговора против своей жизни, то тогда зачем он носил с собой яд для самоубийства? Возможно, что этот слух был сознательно распространен Фарнаком с единственной целью, чтобы убедить Помпея в том, что его отец действительно решил расстаться с жизнью.
Обман с подложным трупом царь и его сын могли придумать для тайного бегства Митридата в скифские степи. Неожиданное прощение царем сына Фарнака после раскрытой попытки заговора в Пантикапее могло быть предварительной договоренностью – жизнь на жизнь. Посредником этой сделки мог выступить старый военачальник Метрофан, который согласно сведениям летописцев уговорил царя сохранить жизнь своему мятежному сыну. В таком случае, Фарнак мог не просто выжить, но и по законному праву наследовать царство отца. Взамен Митридат получал согласие от строптивого сына принять участие в хитрости с обманом Помпея.
Митридата при жизни четырежды считали погибшим, и четыре раза царь воскресал из мертвых. Я допускаю вероятность того, что тело царя было подменено аналогично трупу Александра Македонского. Тогда Птолемей приказал скульпторам изготовить восковую фигуру царя Александра и надел на правдоподобный муляж царские одежды. Копия Александра позволила обмануть людей Пердикки, посланных захватить роскошный царский катафалк, в то время как настоящее тело царя Македонии увезли в Египет на простой телеге по заброшенной дороге.
Захватив с собой семью и драгоценности, Митридат имел возможность тайно покинуть Пантикапей и укрыться в землях дружественных ему скифов, с которыми он на протяжении многих лет поддерживал дипломатические отношения, скрепленные династическими браками своих дочерей. Митридат и Фарнак не могли посвятить в свой тайный план посторонних лиц. Заранее готовясь к бегству, царь послал в скифские степи своих дочерей с охраняемым отрядом в 500 воинов, но те, не подозревая о тайной договоренности Митридата с Фарнаком, перебили евнухов и вернулись в Пантикапей с захваченными в плен царскими дочерьми. Поэтому царь был вынужден бежать и жить в скифских степях только со своей верной спутницей Гипсикратией, имя которой после смерти Митридата никогда уже не упоминается летописцами.
Сам Митридат к этому времени уже однозначно должен был осознавать бессмысленность своего планируемого похода на территорию Италии и, как полководец, обязан уловить настроение недовольных воинов, которые страшились трудностей предстоящего мероприятия. Поход на Рим в 63 году до новой эры Митридат был вынужден отложить на неопределенное время еще по одной причине – сильнейшем землетрясении, в одночасье превратившего города Боспорского царства в руины. По Диону Кассию: «Сильнейшее в истории землетрясение уничтожило несколько городов». Поэтому в данный период времени царь в первую очередь был обязан думать о благополучии своих подданных, а не сведении счетов с римлянами.
У Митридата в сложившейся ситуации оставался единственный выход – разыграть спектакль со своей мнимой смертью, а тело подложного царя полностью обезобразить мечами и копьями до неузнаваемости, якобы, воинами Фарнака. Я сомневаюсь в том, что после объявления Фарнаком о смерти своего отца, царский дворец на акрополе Пантикапея стал проходным двором и любой желающий мог взглянуть на труп своего бывшего повелителя. Доступ к телу, якобы, покойного царя был ограничен и Фарнак имел возможность скрытно осуществить подлог, к примеру, телом того же убитого галльского телохранителя Битуита. После Фарнака правителем Боспорского царства стал другой сын Митридата от Адобогионы, Митридат Пергамский. Примечательно, что на период возникшего мятежа он также нашел временное убежище среди дружественных скифов.
Благодаря драгоценным подаркам от Митридата за предоставленное политическое убежище, скифские вожди могли хранить молчание о присутствии на их землях царственной особы. Я не думаю, что данное молчание было долгим, поскольку Митридату на момент предполагаемого мною бегства было уже почти семьдесят лет. Античные летописцы ни единым словом не обмолвились о погребении Митридата его родственниками и точном месторасположении царской гробницы. Вполне возможно, что после возвращения Помпея с армией в Италию Фарнак не счел необходимым продолжать разыгрывать спектакль с мнимым трупом Митридата и не стал возводить мавзолей для подложного тела своего отца. Иначе данная гробница впоследствии стала бы местом паломничества людей и была бы неоднократно упомянута летописцами в хрониках точно также как усыпальница Александра Великого в Александрии. А настоящая могила Митридата находится в необозримых степях Северного Причерноморья и по скифскому обычаю после смерти мужа была обозначена Гипсикратией в виде скромной курганной насыпи.