В 1995-м году, в стенах Магнитогорского государственного университета, я принимал участие в первой для себя научно-практической конференции. Запомнились люди и очень теплая атмосфера. С одной из коллег получился интереснейший разговор на тему – видно ли поэта сразу, по фото или по портрету? Сошлись на том, что Пушкин и Байрон – это да, поэты Божьей милостью, а вот в Твардовском или Исаковском ну, ничего поэтического не просматривается – костюм, официоз, полнота. И как-то упустили мы из виду, сколько «вбросил» Михаил Васильевич Исаковский в нашу песенную культуру. Впрочем, оба были молоды и дерзновенны и за словом в карман не лезли.
«С лица не воду пить» - гласит народная мудрость. Исаковский никогда не отличался отменным здоровьем, а зрение с годами только катастрофически падало. И что с того? Он не оставлял работы до последних дней. А «золотые» его годы – 30-50-е. Именно тогда он буквально «штамповал» шедевры один за другим. Шедевры, оцененные еще при жизни. Исаковского запели. «Одинокая гармонь», «Летят перелетные птицы», «Каким ты был», «Ой, цветет калина» и многое, многое другое. Даже сегодня, когда традиция домашних посиделок, пьяных застолий все больше остается в прошлом, нет-нет, да и можно еще услышать, как какая-нибудь подвыпившая деваха пригорюнится о своей нескладной судьбине и затянет «Калину», а остальные подхватят хором нестройных голосов.
Что такого в текстах Исаковского с точки зрения «высокой» поэзии? Ровным счетом ничего. «Гениальный примитив» - очень точно назван документальный фильм, посвященный феномену этого автора. Да, существовало и существует искусство лубка, примитива, псевдопростоты. Оно развивается параллельно с искусством элитарным и не претендует на конкуренцию с ним. Иногда могут совпадать образы, стихотворные размеры, другие находки. Например, стихотворение Ф.И. Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864» и «Катюша» Исаковского написаны одним размером. И опять же – разве это плагиат со стороны Исаковского? Да ни в коем случае! Остается развести руками и вновь повторить пушкинские слова о том, что «бывают странные сближения».
Совершенно особое место в творческом наследии Исаковского занимает стихотворение «Враги сожгли родную хату», написанное уже после Победы, в 1945-м году. Слишком оно трагическое, непарадное, до кома в горле. И как следствие – запрет на исполнение. Что удивляться – ведь и День Победы стали впервые отмечать только в 1965-м году. Об утратах и войне словно предлагалось забыть. Как будто можно убить память… И только стараниями популярного исполнителя Марка Бернеса стихи Исаковского во-первых стали песней (хотя еще раньше они «ушли» в народ, став частью репертуара инвалидов на рынке или в вагоне электрички), а затем и прозвучали, наконец, с большой сцены. Очевидцы рассказывают, что после окончания песни минуту стояла гробовая тишина, а затем зал взорвался овациями. Многие плакали и не стеснялись своих слез.
Сохранились записи авторского чтения Исаковского. Ровным счетом ничего особенного. Читает он буднично, сухо, деловито. Непривычно слышать в чтении стихи, ставшие песнями, например, «В лесу прифронтовом». Это тот же случай, что и с Ахматовой – ничего не теряешь, если не слышал авторского чтения.
Можно было бы констатировать тот факт, что Исаковский прожил благополучную жизнь официального советского поэта, если бы не одно «но» - его заветное произведение, «Сказка о Правде», смогло увидеть свет только в конце 80-х гг. А в свое время друг и земляк Исаковского, редактор «Нового мира» Александр Твардовский, так и не смог напечатать это произведение, как ни старался.
Интересный факт – мелодия популярной песни военных лет «Огонек» на стихи Исаковского принадлежит неизвестному автору из народа. А сколько было переделок! Исаковский – тот редкий случай, когда поэт плоть от плоти своего народа, но и с властью умеет ладить.
http://www.youtube.com/watch?v=iF2N0Wv4Mhk&list=PLf0uBCPjNBTx0yTwDTXR_t8JRQi3H9dMo&index=2