Осенью 2023 года в "Вопросах педагогики" была опубликована трилогия статей Надежды Николаевны Бугаёвой “Цифровая педагогика”. Трилогия получила рецензию от президента Южного федерального университета, доктора экономических наук, профессора Марины Александровны Боровской:
"В предложенной к рецензии трилогии статей Н. Н. Бугаёвой поднимаются важные вопросы, связанные с развитием образования в настоящий момент. Проблема цифровизации образования сейчас особенно актуальна и вызывает интерес в профессиональном сообществе. Проанализировав каждую из статей, можно отметить ряд важных и интересных размышлений автора, касающихся системы проверки знаний школьников, необходимости развивать новые компетенции и осваивать передовые технологии, роли педагога и наставника в непрерывно изменяющемся мире.
В статье «Мы — цивилизация “цифровой педагогики”?» Автор задается вопросом, должны ли педагогические методы наших дней кардинально отличаться от устоявшихся традиционных методов и техник, которые были действенными в прошлом? Мы вступили в новую эру технологий, которая характеризуется переменчивостью и необходимостью сверхбыстро обрабатывать новую информацию, генерирующуюся непрерывно. В связи с этим, современным специалистам необходимо использовать инновационные методики обучения, использовать новые платформы и ресурсы, постоянно учиться и развиваться, чтобы не отставать от новаций. Кроме того, пространство цифровой активности пользователя увеличилось, появились такие понятия как цифровой след, цифровой образ, цифровой двойник. Мы вступили в эпоху цифровой педагогики, которая требует от специалиста гибкости, умения оперативно подстраиваться под новые условия среды и заинтересованности в совершенствовании самых разных сфер отечественного образования. В данной статье автор открывает новые черты цифровой педагогики, актуализирует злободневные проблемы и предлагает пути их решения."
#статья #рецензия #вопросыЕГЭ #ЕГЭ2024 #педагогика #современнаяпедагогика #ЕГЭ #БугаёваНН #LiterMort
Должны ли педагогические методы сегодня резко отличаться от применявшихся 20, 40, 50 и, наконец, 100 лет назад? А если мы пойдём дальше и назовём — 200 лет назад? 1000 лет назад?
Методы педагогики должны ориентироваться на физиологию учащихся или на цифровое оснащение эпохи?
Это принципиально важный вопрос. С точки зрения физиологии маленький Аристотель не отличался значительно от маленького Пушкина или маленького Илона Маска. Все трое — представители Homo Sapiens, а первые двое из трёх даже успели изучить немало общих дисциплин: этику, логику, философию, историю древнего мира, греческий и проч., хотя между ними пролегло 2000 лет.
Отечественный институт когнитивных исследований в лице доктора биологических наук, доктор филологических наук, профессора Т.В. Черниговской обращает наше внимание, что первая треть XXI века ознаменовалась появлением у человека его цифрового “двойника”, а биосфера расширилась, теперь включая в себя и цифровое пространство обитания человека, что уже оказало кардинальное влияние на образовательные методы современности. Об этом же сообщила в апреле 2023 года и президент Южного федерального университета, доктор экономических наук, профессор М.А. Боровская в ходе встречи отличников проекта “Тотальный диктант” на инновационной площадке “Центр истинных ценностей” в Ростове-на-Дону.
Рассмотрим подробнее высказанные профессором Боровской идеи на ряде примеров. Аристотель не имел ни “цифрового следа”, ни “цифрового двойника”, как не имел его и Пушкин. А Илон Маск и каждый современный школьник уже имеют. Как же именно эти изменения должны повлиять на педагогику?
Во-первых, если ориентиром станет физиология учащегося, то раз качественных изменений в мозге школьников не произошло, то и методики времён как Александра Македонского, так и Александра Пушкина прекрасно обслужат потребности детей XXI века в обучении. В чём специфика этих методик? Учение предполагает три этапа: узнавание информации от учителя, понимание и запоминание информации наизусть учащимся и последующее выступление, демонстрирующее овладение учащимся знаниями. Пример такой педагогической методики — финальные испытания юного Михаила Лермонтова в “Благородном университетском пансионе”, в ходе которых будущий автор “Паруса” прочёл перед комиссией своё сочинение и сыграл на скрипке. Таковы вплоть до сих пор отечественные испытания в консерваториях и университетах: учащимся предлагают исполнить или проговорить то, что они выучили наизусть. Причём такой компонент, как собственный анализ и выражение личного мнения, традиционно выступал уже этапом последующим, когда ученик становился выпускником и вставал на путь самостоятельной работы.
Хотя от учащегося традиционно не требовалось привносить новые идеи в изучаемые науки, эта строгость всегда компенсировалась мастерством выступления испытуемого: игры на скрипке для скрипача или говорения для филолога, выполнения чертежа для архитектора или применения формул для математика. Впрочем, юный студент Царскосельского лицея Александр Пушкин в ходе экзамена выступил со своими стихами, чем заслужил похвалу Гаврилы Державина.
Дело в том, что классический modus обучения считал изящную словесность обязательной для всех. Она привносила в образование необходимый элемент творчества, творческого осмысления действительности. Но если, к примеру, в начале ХХ века этот modus был доступен для 1,9 миллионов дворян и обеспеченного процента разночинцев, в то время как 130 миллионов крестьян не имели свободного доступа к этому модусу, то в XXI веке образование стало практически общедоступно. Встаёт важный вопрос: не ведёт ли общедоступность к обесцениванию и пренебрежению?
Во-вторых же, если отталкиваться от научно-технологического прогресса, то человек сегодня взрослеет и развивается в среде, принципиально отличающейся от любого из предыдущих периодов. Виртуальная коммуникация не похожа ни на что, с чем сталкивался человек за предыдущие тысячелетия, зафиксированные в памятниках письменности и архитектуры. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор Т.В. Черниговская обращает внимание, что информационная насыщенность сегодняшнего мира делает его не только количественно, но и качественно иным, как-то: сверхбыстрым, переменчивым, хаотичным, провоцирующим стресс.
Ни Аристотель, ни Пушкин, ни Леонардо да Винчи, ни Ломоносов, ни Чайковский понятия не имели о такой сверхбыстроте, изменчивости, хаотичности и тревожности, в какие погружён сегодня любой среднестатистический школьник средних способностей. А ведь перечисленные имена принадлежат гениям человеческой цивилизации.
Как пристало бы вести себя сегодня Аристотелю, обученному Платоном объяснять этику и логику из уст в уста, при этом сидя в тени раскидистого дерева? А если бы, на свою беду, Аристотель оказался где-нибудь в Манхэттене, где деревьев нет и не было, а любые учебные обсуждения надо вести только на 99 этаже небоскрёба? А если при этом все учащиеся будут присутствовать строго виртуально? А если ввиду насыщенности учебной программы начальство и манхэттенский завуч потребуют от Аристотеля предоставить весь лекционный материал в форме интерактивных таблиц? Разослать запись лекции ученикам через WhatsApp? Создать общий чат и... Продолжать можно бесконечно. А когда через неделю выйдет новый формат чатов, Аристотель сперва обязан будет овладеть им, а потом уже получит право преподавать людям этику. А если ученики так и не включат онлайн-камеры и Аристотель так и не увидит их пытливых глаз? Сможет ли гениальный ученик Платона обучить метафизике и этике, от начало и до конца видя перед собой лишь своё же отражение в экране планшета?
Следовательно, изменилась сама физическая и психологическая среда, в которой происходит процесс преподавания и овладевания знаниями. Если Аристотель мог все 12 лет в Ликейской школе сидеть под одним и тем же любимым раскидистым деревом, то сегодняшний педагог этого не может. Если Аристотель мог посмотреть в глаза каждому ученику (и даже при желании пристукнуть палочкой по ладоням), то сегодняшний учитель виртуального урока этого не может. Если Аристотелю необходимо было овладеть вниманием ученика, который простодушно считал вполне увлекательным занятием кидать камешки в реку или наблюдать за птицами, то сегодняшний педагог борется за внимание учащегося, в распоряжении которого Интернет с десятками тысяч игр и видео со всех уголков планеты и фантастических звёздных галактик.
Аристотелю XXI века придётся овладеть принципиально новыми техниками выживания в цифровой реальности сначала самому, а потом обучить этим техникам своих учеников — не забывая при этом и о предмете. Согласитесь, эта задача качественно сложнее, хотя подходит к ней сегодня человек с тем же органическим строением головного мозга, что и у славных выпускников Платоновской Академии?
В 2023 году цивилизация подошла к определению “цивилизации праздности”, как, впрочем, и древнеримская когда-то. И учителю императора Нерона, — из всех превесёлых развлечений избравшего кормить собачьим калом своих гостей-патрициев, — так вот, учителю императора Нерона было бы столь же непросто отвлечь своего ученика от этой затеи, как и сегодняшнему педагогу увлечь ученика любым школьным предметом. Но, увы, учитель императора Нерона не преуспел.
Наконец, приведу напоследок пример из “Войны и мира” Льва Толстого. На Праценской горе при Аустерлицком сражении 20 ноября (2 декабря) 1805 года князь Андрей, раненый, упал навзничь и с восторгом обнаружил над собой высокое небо с тихо ползущими серыми облаками. Контраст между неторопливостью небес и суетой Праценской горы ошеломил Болконского. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей.”
Таков же и ошеломительный контраст между неторопливостью предыдущих тысячелетий и сверхбыстротой последних десятилетий. Ни мушкеты, ни кирасы, ни старинного литья Матвевна не принесут побед на поле, где ядра летают со скоростью света. Так что настала эпоха педагогики будущего — цифровой педагогики. Какой она будет, решается учителями и методистами в эту самую минуту.