К 967 году на границе Болгарии и Византии сложилось неустойчивое равновесие сил, с одной стороны, Первое Болгарское царство больше не думало о завоевании Византии, которое ранее казалось делом вполне уже решённым из-за множественных внутренних проблем, но с другой стороны, Византия тоже не могла справиться с северным соседом: на востоке ей угрожали арабы, а Балканский полуостров опустошали мадьяры, которых болгары нахально пропускали через свои владения. Решение сложившейся ситуации нашёл византийский император Никифор II Фока, пригласивший повоевать в Болгарии великого князя киевского Святослава Храброго, только вот дальнейшие события пошли не совсем по плану византийцев.
В 967 году в Киев прибыло посольство византийского императора Никифора II Фоки с богатыми дарами для великого князя Святослава и его дружины и с просьбой вторгнуться в Болгарию, где его ждали ещё большие богатства. Естественно, Святослав Игоревич ответил согласием на это выгодное предложение, планируя присоединить болгарские земли к своему государству и в следующем году отправился в поход на юг, прославивший его имя в веках. Тщетно болгарские воины пытались остановить русичей: они были наголову разбиты, болгарский царь Пётр II умер, не выдержав этого поражения и Святослав въехал в болгарскую столицу Преслав полным победителем. Болгары приняли его как собственного законного царя и византийцы в ужасе от содеянного ими подкупили печенегов, дабы те сожгли Киев и Святославу с дружиной пришлось срочно возвращаться на Русь, дабы спасти её от разорения.
Воины Святослава быстро развязали пленным печенегам языки и, узнав, кто был инициатором нападения на Киев и похоронив свою мать княгиню Ольгу, Святослав Игоревич вернулся в Болгарию, дабы стереть Византию с лица земли. Моментально сколотив огромную армию, в которую помимо русичей, мордвин и викингов вошли болгары, мадьяры и печенеги, Святослав сначала разгромил восставших против него болгарских князей, отбив обратно Преслав, а затем пошёл на Византию, где его наступление вызвало политический кризис и смену императора, на место пригласившего к византийским границам опасного врага Никифора II Фоки встал убивший его Иоанн I Цимисхий, который собрал для противостояния Святославу 100-тысячную армию и двинувшись с нею во Фракию, которую опустошала десятитысячная армия Святослава. В битве при Адрианополе 970 года византийцам удалось окружить войско Святослава, но сражение окончилось полным разгромом византийской армии и началом наступления русичей на Константинополь, где толпа требовала головы императора, неспособного остановить вторжение неприятеля. В это самое время арабы прочно обосновались в Сирии, готовя решающее наступление на Византию. Казалось, Византия должна была пасть, но Иоанн Цимисхий не сдавался.
В 971 году Иоанн Цимисхий сумел собрать огромную армию и бросил её через балканские ущелья и устье Дуная на Святослава, который, обманутый предложенным византийцами перемирием, не оказал им сопротивления и пропустил их вглубь Болгарии. Византийские войска после упорных боёв овладели болгарской столицей Преславом, но оборона Святославом Доростола поставила византийцев на грань поражения. Это, а также очередной антиимператорский заговор в Константинополе, заставили Иоанна Цимисхия идти на переговоры с Святославом, по итогам которых Святослав ушёл из Болгарии, получив от византийцев богатую дань, но на Днепре Святослава и его дружину ожидали подкупленные византийцами печенеги. Несмотря на то, что им всё же удалось выбить Святослава из Болгарии, для византийцев эта победа была равносильна полному разгрому, Болгария устояла и продолжила крушить Византию, из-за вторжения Святослава и мобилизации на борьбу с ним всех военных сил империи были потеряны ближневосточные провинции Византии, дававшие львиную долю доходов в казну, а русские воины остались в Болгарии и продолжили воевать против Византии вплоть до битвы при Клейдионе 29 июля 1014 года.