Найти тему
Raut Route

Выпендрёж или ясно видение (именно в два слова): депрессивно ли искусство Прибалтики?

Оглавление

И если да, то отчего? От неумения творить прекрасное? Или от «многой мудрости»?

Недавно один из подписчиков поделился в комментарии, что никогда не понимал ни живопись, ни скульптуру, ни музыку, ни театр Прибалтики: «Ну, не “заходит” мне такое искусство. Выпендрёж от неумения творить прекрасное приводит к творению депрессивного и гадкого».

«Согласна с Вами, — написала я ему в ответном комменте. — Искусство Прибалтики (а также Скандинавии, Финляндии, Исландии, островов Северной Атлантики) часто называют депрессивным. Как правило, таковым оно и является.

Исключения существуют. И работы, представленные на этой выставке (речь шла о вернисаже литовских художников — В. М.), на мой взгляд, как раз и можно считать исключением. Они вполне оптимистичны. Но главное не это.

Главное — в том, что художник создаёт депрессивные произведения не потому, что “не умеет творить прекрасное”. Он именно ТАК ВИДИТ (как бы банально это ни звучало). Именно так чувствует. Именно так понимает окружающий его мир.

Из-за своей тонкой душевной организации художники часто оказываются пророками. Первыми фиксируют тревожные тенденции в обществе. Обострённо воспринимают зло. И не могут радоваться жизни, пока оно торжествует в мире.

Помните эту строку из Екклесиаста? “Во многой мудрости много печали”».

Этот диалог подтолкнул меня к идее поразмышлять об искусстве Прибалтики предметнее. Приглядеться к разным художникам, стилям и направлениям. Чтобы ответить (прежде всего, самой себе), а действительно ли их творчество депрессивно. Или это всего лишь расхожий стереотип.

По счастливому совпадению, у меня в архиве как раз скопилась небольшая подборка фотографий, которые я делала нынешним летом, гуляя по Таллинну и заходя мимоходом в разные маленькие галереи, коих в городе реально немерено. Три из них показались мне наиболее характерными. Их я вам сейчас и представлю.

1. Таллиннская городская галерея (ул. Харью, 13)

На этой площадке, принадлежащей Таллиннскому Дому искусства, в те дни проходила выставка под названием Suvenäitus (в переводе «Летняя выставка»).

Окажись здесь кто-то случайно, он наверняка подумал бы, что в помещении делают ремонт. На полу, прямо напротив входа — большая куча песка. Рядом — строительные козлы. В соседнем зале — разбросанные куски бетона, а на стене — оранжевые кепка и жилет дорожного рабочего, словно испачканные чёрной краской (а на самом деле, с рисунком в виде ветвей деревьев)…

Но я-то была вовсе не случайным посетителем, и сразу догадалась, что всё перечисленное — самые настоящие экспонаты. Иронично обыгрывающие одну из основных идей выставки (как я её поняла): вместо того, чтобы проводить короткое эстонское лето на пляже, в лесу или с сачком (наслаждаться жизнью), мы часто тратим его (её) совершенно зря. Например, на то, чтобы сделать косметический (а то и полноценный) ремонт. Устраивая у себя на даче, в доме, в квартире (или в голове, в собственном «Я») подобные «Летние выставки».

Основанный в 1934 году, Таллиннский Дом искусства всегда занимался преимущественно актуальным современным творчеством, освещающим насущные проблемы общества. И данная выставка — наглядное тому подтверждение.

2. Центр русской культуры (бульвар Мере, 5)

В коридорах этого здания, называвшегося в прошлом Домом офицеров флота, часто проходят выставки работ самодеятельных и профессиональных живописцев, являющихся членами Объединения русских художников в Эстонии.

Поскольку все они — люди очень разные, и пишут в разных стилях, техниках и жанрах, экспозиции устраиваются не по принципу того или иного художественного направления (классицизм, реализм, символизм, импрессионизм, модернизм, авангардизм, примитивизм и прочие), а согласно определённой теме, знаменующей, как правило, ту или иную дату, праздник или сезон. Направления же на них бывают представлены практически все, хотя преобладающим, на мой взгляд, является всё же реализм.

Выставка, на которой мне довелось побывать, была приурочена к Дням национальных культур. И называлась — кстати, тоже не без доли иронии — «Я — художник, я так вижу!».

3. Галерея Haus (ул. Уус, 17)

Присутствовала ли ирония и в последнем проекте? Лично мне кажется, что определённо да. Хотя, если судить по первому впечатлению, этого не скажешь.

Выставка называлась Kolmas valik («Третий выбор»). И состояла из недавних работ известного эстонского художника Юсса Пихо — сочных, густых натюрмортов и монументальных, довольно плотных и даже «тяжёлых» по колориту и сюжету жанровых сцен. Особенно заметно контрастирующих с небольшими скульптурами и живописными полотнами других авторов, собранными в отдельном помещении галереи.

Однако, после внимательного прочтения названий некоторых картин (например, «Послание в никуда» или вазочки с мороженым, называющейся «Это не мороженое») и, в особенности, аннотации к выставке (где сказано, что начинал данный художник как карикатурист и иллюстратор) я, кажется, начала улавливать его «послание». Содержащее, пожалуй, даже не иронию, а тонкий сарказм.

Напоследок предлагаю сыграть. Попробуйте угадать, в какой из галерей — первой, второй или третьей — была выставлена работа, запечатлённая на заглавном фото. Ну, и, если захотите, предложите свой ответ на заданные в начале этой статьи вопросы.

Вероника Маанди

Фото автора

P. S. Лишним подтверждением того, что художники — и впрямь «ясно видцы», стала для меня ещё одна недавняя эстонская выставка «В погоне за дьяволом на Луну». Читайте о ней в статье «Зато мы делаем ракеты».