Вчера, 20 августа, «Роскосмос» сообщил о гибели «Луны-25». Накануне связь с автоматической межпланетной станцией прервалась. Два дня её искали. Но, увы: сотрудники Государственной корпорации по космической деятельности вынуждены были объявить, что «по результатам предварительного анализа, аппарат прекратил своё существование в результате столкновения с поверхностью Луны».
Предыдущая станция, «Луна-24», была запущена в 1976 году в СССР. Она штатно прилунилась и привезла на Землю со спутника 170 г его грунта.
Спустя почти 50 лет в России попытались повторить предыдущий успех. 11 августа 2023 года «Луна-25» стартовала с космодрома Восточный и сегодня, 21 августа, должна была совершить посадку в южной полярной области Луны.
Учёные работали над этим проектом 18 лет (с 2005 года). Налогоплательщики заплатили за него почти 6 миллиардов рублей (4,5 миллиарда в 2016-м и, по запросу «Роскосмоса», ещё 1,4 миллиарда в 2020-м). О готовящемся старте в апреле 2022-го объявлял глава государства… Всё это — время, деньги, престиж… — пошло прахом. Первая — в России — лунная миссия не удалась.
Я не злорадствую. Мне искренне очень горько и стыдно. Но, наверняка, всё же не так, как горько, стыдно, обидно, тяжело (а ещё, наверное, и страшно) тем учёным из Научно-производственного объединения им. С. А. Лавочкина, которые создавали «Луну-25».
Я уверена, они работали честно. Не сомневаюсь в их таланте, образовании, квалификации. Убеждена, причина не в них. Причина — в чём-то другом. Но винить в произошедшем (а может, и судить за него) будут сейчас наверняка именно их…
Вчера, 20 августа, я медленно шла по таллиннской улице Харью и всё никак не могла прогнать из головы эти грустные мысли. Как вдруг через стекло витрины одной из центральных художественных галерей увидела нечто, очень похожее на… Луну.
Нет, не может быть. Показалось. Это просто мозг «дорисовывает» окружающее в соответствии с тем, что его сейчас больше всего заботит. А вдруг, нет? Я остановилась и, развернувшись, прошла уже преодолённые сто метров обратно. Точно! Луна. Выставка посвящена ей…
Опять-таки не может быть. Так сразу?! Столь оперативно среагировать на повестку дня? И попытаться на хайпе срубить побольше бабла?..
Я вошла в помещение. Три небольших зала. В первом — несколько необычных, даже странных, но тем и интересных арт-объектов.
Во втором, затемнённом, — всего один. Но ещё интереснее. Три фигуры в чёрных мусорных пакетах, похожих одновременно на рясу, униформу Ку-клукс-клана и подростковые худи с капюшоном, сидят под Луной, подключившись к ней с помощью неких проводов и погрузившись в смартфоны.
А в третьем (на заглавном фото) — импровизированный кинотеатр. И на экране — опять она. Луна. Но в футуристическом прочтении — уже, по всей видимости, колонизированная, ибо закована в искусственные пояса, как в кандалы. Летит в пространстве сквозь обломки планет, остатки потерпевших крушение ракет и прочий космический мусор.
Загипнотизированная этим непрекращающимся движением, я провела перед экраном, даже не помню сколько, но явно больше семи минут, потому что фильм кончился и начался снова. А потом вышла и с тревогой спросила у смотрительницы, когда же открылась эта замечательная выставка.
К счастью, мои предположения (насчёт хайпа и бабла) оказались ошибкой. Экспозиция работает уже два с половиной месяца.
Просто в мире всё взаимосвязано. Всё и все «подключены» друг к другу и к общему — вселенскому — информационному полю. В творческом пространстве эту информацию люди часто (необъяснимым образом) считывают и (как правило, неосознанно) излагают.
В результате художники создают произведения. Организуют выставку. Называют её «В погоне за дьяволом на Луну: искусство в эпоху освоения Луны». А потом — почему-то — происходит то, знать о чём они никак не могли, но увидели.
Вы тоже ещё успеете это увидеть. Экспозиция открыта до 27 августа. Адрес: Таллинн, ул. Харью, 13, Таллиннская городская галерея. Вход свободный.
Вероника Маанди
Фото автора
P. S. Не так давно в Москве прошла выставка с похожим настроением. Она была приуроченная к празднованию 60-летия первого полёта человека в космос и называлась «Космос наш!». Хотя, по всему, организаторы просто (намеренно) забыли употребить глагол «был».