Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

🗼Страницы истории СССР: Сталинец-80, первый послевоенный трактор Челябинского завода 🏭

Тракторы "Сталинец-80" на конвейере Челябинского завода, 1946 год (обратите внимание на эмблему "К" на решётке радиатора, которая была до 1958 года вместо "ЧТЗ")
Тракторы "Сталинец-80" на конвейере Челябинского завода, 1946 год (обратите внимание на эмблему "К" на решётке радиатора, которая была до 1958 года вместо "ЧТЗ")

===

78 лет назад – 5 января 1946 года, из цехов Челябинского тракторного завода имени Сталина (ЧТЗ) вышел первый трактор, который получил заводской индекс «Сталинец-80» (он же «С-80»).

Во время Великой Отечественной войны ЧТЗ не выпускал тракторы, поскольку после эвакуации в Челябинск из Ленинграда знаменитого Кировского завода, объединённое предприятие стало называться «Кировский завод НКПТ в городе Челябинске».

НКПТ расшифровывается как Народный комиссариат танковой промышленности, и, соответственно, в 1942 – 1945 годы основной продукцией завода стали тяжёлые и средние танки, а также САУ (самоходные артиллерийские установки) и двигатели для бронетехники.

---

===

После окончания войны – в октябре 1945 года, было принято Постановление Совнаркома (Совета Народных Комиссаров) СССР "О производстве тракторов на Кировском заводе НКПТ в городе Челябинске".

В этом постановлении было указано:

«1. Утвердить к производству на Кировском заводе НКПТ в г. Челябинске гусеничный трактор по образцу трактора фирмы Катерпиллер модели Д-7, присвоив ему марку «Сталинец-80» (С-80).
2. Запретить Кировскому заводу вносить изменения в конструкцию трактора С-80 по сравнению с трактором Д-7, кроме необходимых по условиям технологии производства, в каждом отдельном случае только с разрешения Наркомтанкопрома.
3. Установить мощность Кировского завода НКПТ в г. Челябинске по выпуску трактора «Сталинец-80» (С-80) в количестве 10.000 штук в 1949 году…
Подпись:
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Сталин»

----

Фрагмент постановления Совнаркома СССР (источник: ЖЖ Юрий Пашолок)
Фрагмент постановления Совнаркома СССР (источник: ЖЖ Юрий Пашолок)

===

Надо отметить, что во время войны трактор Caterpillar D-7, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, хорошо зарекомендовал себя в качестве артиллерийского тягача (особенно его «быстроходная» модификация М-1).

Прошло совсем немного времени – и уже 5 января 1946 года первый гусеничный трактор Сталинец-80 был выпущен в Челябинске, а массовое серийное производство трактора Сталинец-80 началось летом 1946 года.

Американский трактор Caterpillar D-7 (выпускался с 1938 по 1955 годы)
Американский трактор Caterpillar D-7 (выпускался с 1938 по 1955 годы)

===

Гусеничный трактор Сталинец-80, полурамной конструкции, относился к 6-му тяговому классу и был предназначен для работы в сельском хозяйстве, на строительстве и транспорте, а также на лесозаготовительных и мелиоративных работах.

Для трактора Сталинец-80 в СКБ (специальном конструкторском бюро) ЧТЗ был разработан новый силовой агрегат – дизельный четырёхцилиндровый двигатель с предкамерным смесеобразованием КДМ-46.

Объём двигателя КДМ-46 составляет 13,5 литра, номинальная мощность (для длительной работы) – 80 лошадиных сил при 1000 об/мин (максимальная мощность 94 л.с.), максимальный крутящий момент – 720 Нм.

---

Дизель КДМ-46
Дизель КДМ-46

===

Объём топливного бака составляет 235 литров (дополнительно можно было установить ещё один бак ёмкостью 115 литров). Для запуска двигателя КДМ-46 использовался 2-цилиндровый бензиновый пусковой двигатель П-46, объёмом 1,4 литра и мощностью 17 лошадиных сил.

Коробка передач – механическая трёхходовая реверсивная, обеспечивает пять передач переднего хода и четыре – заднего хода. Муфта сцепления – непостоянно-замкнутого сухого типа, с одним ведущим и двумя ведомыми дисками.

Так устроен трактор Сталинец-80
Так устроен трактор Сталинец-80

===

Верхний вал коробки передач имеет шлицы для соединительной гибкой муфты, поэтому на трактор можно было установить задний зависимый вал отбора мощности (1000 об/мин).

Конечные бортовые редукторы – двухступенчатые (с двумя парами цилиндрических шестерен на каждое ведущее колесо), тормоза – ленточного типа.

Отреставрированный трактор Сталинец-80 в российском музее
Отреставрированный трактор Сталинец-80 в российском музее

===

Ходовая часть трактора Сталинец-80 имеет полужёсткую подвеску с балансирной поперечной рессорой, на каждой гусеничной тележке (с рамой коробчатого сечения) установлено по пять опорных катков. Стандартная ширина гусениц составляет 500 мм, удельное давление на грунт – 0,48 кг/кв.см.

Максимальная транспортная скорость трактора Сталинец-80 составляет 9,7 км/ч, масса – 11,5 тонн. На трактор устанавливалось тяговое устройство маятникового типа с перемещением серьги в горизонтальной плоскости. Мощность на крюке при работе на второй передаче – 60 лошадиных сил.

===

Трактор Сталинец-80 оснащался двухместной кабиной с открывающимися передними и задними окнами, которая постепенно модернизировалась в течение всего производства.

Управление муфтами поворота трактора осуществляется при помощи рычагов и вспомогательного гидравлического механизма, который понижает усилие на рукоятках рычагов управления.

===

В заключение отметим, что уже в 1953 году на заводе в Челябинске был выпущен 100-тысячный тяжёлый гусеничный трактор Сталинец-80.

Всего же, за 12 лет производства – до 1958 года, на Челябинском тракторном заводе было произведено более 200 тысяч тракторов Сталинец-80 различных модификаций, а затем его сменил на конвейере ЧТЗ более мощный трактор с индексом «С-100».

Фото из журнала "Советский Союз" (№8 за 1953 год)
Фото из журнала "Советский Союз" (№8 за 1953 год)

===

Рекомендуем почитать:

----