В старину в подмосковном Серпухове было немало мостов через небольшие речки, ручьи, среди них наиболее известен мост через реку Серпейку. Но самой крупной водной преградой была и остаётся река Нара, её берега связывали несколько мостов.
К началу XX века появляется три основных проезжих моста через Нару непосредственно в черте города, они хорошо представлены на этой карте 1913 года:
Сперва будем двигаться вниз по течению Нары, начав с моста, соединявшего берега у Боровской улицы — с которой начинался старинный тракт в сторону города Боровска.
1. Старобазарный мост
По всей видимости, этот мост через Нару появился в городе первым.
На представленной фотографии вдалеке справа хорошо видна Покровская церковь, располагавшаяся на нынешней улице Энгельса:
Своё название мост получил по «старому базару» у Тульской улицы:
Вот вид на тот же мост в северном направлении — в сторону Соборной горы:
В начале 1950-ых годов чуть ниже по течению был построен более капитальный, но тоже деревянный мост, названный по фамилии инициатора постройки - председателя серпуховского исполкома А.К.Шурупова. В 1960-ые годы был наконец построен железобетонный мост, сохранивший до наших дней прежнее название.
2. Варгинский мост
К началу XX века встал вопрос о постройке капитального моста, дабы связать центр города и правый берег Нары в районе Занарской фабрики. Денег на постройку моста не хватало, и власти города обратились за недостающими средствами к купцу Николаю Ивановичу Варгину. Мост был открыт в 1901 году. Перед смертью в 1902 году Н.И. Варгин отказался от получения денег за постройку...
Проезжая часть моста представляла собой эффектную металлическую конструкцию из ферм, по краям шли пешеходные проходы с перилами:
Высота моста над Нарой была спроектирована очень верно, и за весь XX век его затапливало лишь единственный раз — во время самого большого разлива всего речного бассейна Оки в 1908 году.
Мост прослужил более ста лет — до 2004 года, когда был заменён на новый.
Кроме названия моста, имя благотворителя сохранялось и в посвящении построенной у моста в 1906 году часовни во имя святителя Николая Чудотворца. Однако, после восстановления она стала именоваться в честь Тихвинской иконы Божьей Матери:
3. Игуменский мост
Самая ранняя карта, где отмечена постройка на реке в этом месте относится к 1852 году:
Хорошо известна история возведения более позднего деревянного моста тщанием игуменьи Владычного монастыря Митрофанией в 1869 году. Мост соединял Владычную слободу с центром города:
В 1875 году мост был продан за 300 рублей городу, с сохранением бесплатного проезда по нему.
Расположение моста хорошо видно на фрагменте карты 1888 года, с наложением на современный план города:
Примечательно, что даже после постройки Варгинского моста этот деревянный мост сохранялся также достаточно долго, здесь мы ещё видим его на фотографии 1961 года:
Эти три моста хорошо заметны на аэро-фотосъёмке 1940-х годов:
4. Пешеходный мостик у Высоцкого монастыря
Ниже современной плотины Серпухова маленький пешеходный мостик в районе Высоцкого монастыря существовал до 1990-х годов:
Далее будем двигаться вверх по течению Нары от места расположения нынешнего Нового моста — общая схема старых мостов этого района представлена здесь:
5. Мост у фабрики «Новая Мыза»
Ещё один мост находился у Прядильно-ткацкой фабрики «Новая Мыза», в советское время «Красный Текстильщик» — чуть ниже по течению Нары:
В советское время мост продолжал использоваться, в самое поздний период был понтонным. На этом аэрофотоснимке 1941 года видны части моста по берегам:
6. Мост УЖД, пешеходный мост
Выше по течению реки от фабрики «Красный Октябрь» к 1926-27 году был построен мост узкоколейной железной дороги, связавший фабрики правого берега Нары со станцией Серпухов-2:
После разборки железной дороги он стал использоваться как пешеходный.
7. Новоткацкий мост
Ещё выше по течению располагался мост, связывавший Серпухов и Пущино в районе Красильно-отделочной (Бумажной в советское время) и Новоткацкой фабрики:
На этом снимке представлен вид на тот же самый мост в сторону Новоткацкой фабрики:
Этот мост отмечен в издании 1888 года с описанием фабрики Товарищества Третьяковых (которая затем перешла к Коншиным, получив название Новоткацкая):
О важности этого моста в то время можно судить по тому, что подходящая дорога обозначена как «шоссе в Пущино», по фотографии также видно, что дорога довольно широкая. Также мост был важен для связи текстильных фабрик на разных берегах Нары между собой и со станцией Серпухов-2 до строительства УЖД моста.
Местные жители вспоминают, что маленький пешеходный мостик существовал в этом месте примерно до 1960-ых годов. По нему ходили загорать на правый берег Нары и за грибами к Пущино.
Мосты в низовьях Нары
Завершая рассказ о старых мостах, можно упомянуть ещё подвесной мост, по которому можно было перебраться на противоположный берег Нары из района Затона — по тропинке с Большого Ударного переулка:
А здесь представлен очень интересный снимок понтонного пешеходного моста в самом устье Нары:
Вот что рассказывает об этом снимке В.Н. Горожанов:
В летнее время мост использовали местные жители, чтобы быстро добраться с левого берега Нары от станции Ока до городского пляжа.
Размеры моста позволяли проходить под ним моторным лодкам, и небольшим теплоходам. Теплоходы «Заря» могли проходить под ним лишь с опущенной антенной. Бывали случаи, когда экипаж забывал это сделать, и антенну сносило.
Благодарю за информацию, фотографии и долгие обсуждения Павла Стенчева и Василия Николаевича Горожанова.
Как и все материалы на канале — публикация постоянно дополняется и уточняется. Спрашивайте, делитесь воспоминаниями, присылайте редкие снимки старых мостов! Спасибо за помощь и ваш интерес!
Здесь — о плотинах Серпухова и серия публикаций о мостах через Оку: