Найти в Дзене
ARINSKY

Серпухов: cтарые мосты через Нару

В старину в подмосковном Серпухове было немало мостов через небольшие речки, ручьи, среди них наиболее известен мост через реку Серпейку. Но самой крупной водной преградой была и остаётся река Нара, её берега связывали несколько мостов. К началу XX века появляется три основных проезжих моста через Нару непосредственно в черте города, они хорошо представлены на этой карте 1913 года: Карта содержит забавную ошибку - стрелкой на ней неправильно указано течение Нары, в действительности оно противоположное. Сперва будем двигаться вниз по течению Нары, начав с моста, соединявшего берега у Боровской улицы — с которой начинался старинный тракт в сторону города Боровска. 1. Старобазарный мост По всей видимости, этот мост через Нару появился в городе первым. Фото: 1930-ые годы. Вид в юго-западном направлении на правый берег Нары.
Источник: https://vk.com/serpkreml На представленной фотографии вдалеке справа хорошо видна Покровская церковь, располагавшаяся на нынешней улице Энгельса: Церко
Оглавление

В старину в подмосковном Серпухове было немало мостов через небольшие речки, ручьи, среди них наиболее известен мост через реку Серпейку. Но самой крупной водной преградой была и остаётся река Нара, её берега связывали несколько мостов.

К началу XX века появляется три основных проезжих моста через Нару непосредственно в черте города, они хорошо представлены на этой карте 1913 года:

Карта содержит забавную ошибку - стрелкой на ней неправильно указано течение Нары, в действительности оно противоположное.
Карта содержит забавную ошибку - стрелкой на ней неправильно указано течение Нары, в действительности оно противоположное.

Сперва будем двигаться вниз по течению Нары, начав с моста, соединявшего берега у Боровской улицы — с которой начинался старинный тракт в сторону города Боровска.

1. Старобазарный мост

По всей видимости, этот мост через Нару появился в городе первым.

Фото: 1930-ые годы. Вид в юго-западном направлении на правый берег Нары. 
Источник: https://vk.com/serpkreml
Фото: 1930-ые годы. Вид в юго-западном направлении на правый берег Нары. Источник: https://vk.com/serpkreml

На представленной фотографии вдалеке справа хорошо видна Покровская церковь, располагавшаяся на нынешней улице Энгельса:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, фрагмент фото 1904 года. Источник: https://pastvu.com/p/180961
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, фрагмент фото 1904 года. Источник: https://pastvu.com/p/180961

Своё название мост получил по «старому базару» у Тульской улицы:

Карта 1888 года. У моста посередине реки находился большой остров, а ещё выше по течению - была устроена плотина
Карта 1888 года. У моста посередине реки находился большой остров, а ещё выше по течению - была устроена плотина

Вот вид на тот же мост в северном направлении — в сторону Соборной горы:

Фото 1932 года, Источник: https://vk.com/serpkreml
Фото 1932 года, Источник: https://vk.com/serpkreml

В начале 1950-ых годов чуть ниже по течению был построен более капитальный, но тоже деревянный мост, названный по фамилии инициатора постройки - председателя серпуховского исполкома А.К.Шурупова. В 1960-ые годы был наконец построен железобетонный мост, сохранивший до наших дней прежнее название.

2. Варгинский мост

К началу XX века встал вопрос о постройке капитального моста, дабы связать центр города и правый берег Нары в районе Занарской фабрики. Денег на постройку моста не хватало, и власти города обратились за недостающими средствами к купцу Николаю Ивановичу Варгину. Мост был открыт в 1901 году. Перед смертью в 1902 году Н.И. Варгин отказался от получения денег за постройку...

Проезжая часть моста представляла собой эффектную металлическую конструкцию из ферм, по краям шли пешеходные проходы с перилами:

Высота моста над Нарой была спроектирована очень верно, и за весь XX век его затапливало лишь единственный раз — во время самого большого разлива всего речного бассейна Оки в 1908 году.

Мост прослужил более ста лет — до 2004 года, когда был заменён на новый.

Кроме названия моста, имя благотворителя сохранялось и в посвящении построенной у моста в 1906 году часовни во имя святителя Николая Чудотворца. Однако, после восстановления она стала именоваться в честь Тихвинской иконы Божьей Матери:

3. Игуменский мост

Самая ранняя карта, где отмечена постройка на реке в этом месте относится к 1852 году:

Карта окрестностей Серпухова Фитингофа 1852 года. На карте обозначен Старобазарный мост, и мост ниже по течению.
Карта окрестностей Серпухова Фитингофа 1852 года. На карте обозначен Старобазарный мост, и мост ниже по течению.

Хорошо известна история возведения более позднего деревянного моста тщанием игуменьи Владычного монастыря Митрофанией в 1869 году. Мост соединял Владычную слободу с центром города:

1900-1907 гг. Хорошо виден собор Николая Чудотворца (по центру слева) и церковь Распятия Христова.
1900-1907 гг. Хорошо виден собор Николая Чудотворца (по центру слева) и церковь Распятия Христова.

В 1875 году мост был продан за 300 рублей городу, с сохранением бесплатного проезда по нему.

Игумнов мост, вид в юго-восточном направлении на «спальни» Занарской фабрики
Игумнов мост, вид в юго-восточном направлении на «спальни» Занарской фабрики

Расположение моста хорошо видно на фрагменте карты 1888 года, с наложением на современный план города:

Мост находился на продолжении нынешней улицы Аристова
Мост находился на продолжении нынешней улицы Аристова

Примечательно, что даже после постройки Варгинского моста этот деревянный мост сохранялся также достаточно долго, здесь мы ещё видим его на фотографии 1961 года:

Фото: Г.Н. Белоцветов, 1961 год. Источник: https://pastvu.com/p/1544914
Фото: Г.Н. Белоцветов, 1961 год. Источник: https://pastvu.com/p/1544914

Эти три моста хорошо заметны на аэро-фотосъёмке 1940-х годов:

Вниз по течению: плотина, «островок», Старобазарный мост, Варгинский мост, Игуменский мост
Вниз по течению: плотина, «островок», Старобазарный мост, Варгинский мост, Игуменский мост

4. Пешеходный мостик у Высоцкого монастыря

Ниже современной плотины Серпухова маленький пешеходный мостик в районе Высоцкого монастыря существовал до 1990-х годов:

Источник: https://pastvu.com/
Источник: https://pastvu.com/

Далее будем двигаться вверх по течению Нары от места расположения нынешнего Нового моста — общая схема старых мостов этого района представлена здесь:

Двигаясь cнизу вверх: Новый мост; мост у фабрики "Красный текстильщик"; мост бывшей УЖД; мост у Новоткацкой.
Двигаясь cнизу вверх: Новый мост; мост у фабрики "Красный текстильщик"; мост бывшей УЖД; мост у Новоткацкой.

5. Мост у фабрики «Новая Мыза»

-17

Ещё один мост находился у Прядильно-ткацкой фабрики «Новая Мыза», в советское время «Красный Текстильщик» — чуть ниже по течению Нары:

1895-1905, Архив Миловидовых, оцифровка П. Стенчев. Источник: https://pastvu.com/p/2496970
1895-1905, Архив Миловидовых, оцифровка П. Стенчев. Источник: https://pastvu.com/p/2496970

В советское время мост продолжал использоваться, в самое поздний период был понтонным. На этом аэрофотоснимке 1941 года видны части моста по берегам:

В левом верхнем углу - мост УЖД, крестиком помечено расположение второго моста
В левом верхнем углу - мост УЖД, крестиком помечено расположение второго моста

6. Мост УЖД, пешеходный мост

Выше по течению реки от фабрики «Красный Октябрь» к 1926-27 году был построен мост узкоколейной железной дороги, связавший фабрики правого берега Нары со станцией Серпухов-2:

Автор: Георгий Николаевич Белоцветов, 1966 год. Мост УЖД через Нару
Автор: Георгий Николаевич Белоцветов, 1966 год. Мост УЖД через Нару

После разборки железной дороги он стал использоваться как пешеходный.

7. Новоткацкий мост

Ещё выше по течению располагался мост, связывавший Серпухов и Пущино в районе Красильно-отделочной (Бумажной в советское время) и Новоткацкой фабрики:

Мост через Нару, вид на Красильно-отделочную фабрику. Фото 1920-х годов. Источник: https://vk.com/old_serp
Мост через Нару, вид на Красильно-отделочную фабрику. Фото 1920-х годов. Источник: https://vk.com/old_serp

На этом снимке представлен вид на тот же самый мост в сторону Новоткацкой фабрики:

Мост у Новоткацкой фабрики, 1905-1910 гг. Источник: https://pastvu.com/p/2203556
Мост у Новоткацкой фабрики, 1905-1910 гг. Источник: https://pastvu.com/p/2203556

Этот мост отмечен в издании 1888 года с описанием фабрики Товарищества Третьяковых (которая затем перешла к Коншиным, получив название Новоткацкая):

Схема фабрики Третьяковых до 1884 года. Локализация моста может отличаться от более поздней - после приобретения Коншинами фабрика была перестроена.
Схема фабрики Третьяковых до 1884 года. Локализация моста может отличаться от более поздней - после приобретения Коншинами фабрика была перестроена.

О важности этого моста в то время можно судить по тому, что подходящая дорога обозначена как «шоссе в Пущино», по фотографии также видно, что дорога довольно широкая. Также мост был важен для связи текстильных фабрик на разных берегах Нары между собой и со станцией Серпухов-2 до строительства УЖД моста.

Местные жители вспоминают, что маленький пешеходный мостик существовал в этом месте примерно до 1960-ых годов. По нему ходили загорать на правый берег Нары и за грибами к Пущино.

Мосты в низовьях Нары

Завершая рассказ о старых мостах, можно упомянуть ещё подвесной мост, по которому можно было перебраться на противоположный берег Нары из района Затона — по тропинке с Большого Ударного переулка:

Фото: Н. Кулаков, начало1970-х
Фото: Н. Кулаков, начало1970-х

А здесь представлен очень интересный снимок понтонного пешеходного моста в самом устье Нары:

Фото: Н. Кулаков, начало1970-х
Фото: Н. Кулаков, начало1970-х

Вот что рассказывает об этом снимке В.Н. Горожанов:

В летнее время мост использовали местные жители, чтобы быстро добраться с левого берега Нары от станции Ока до городского пляжа.
Размеры моста позволяли проходить под ним моторным лодкам, и небольшим теплоходам. Теплоходы «Заря» могли проходить под ним лишь с опущенной антенной. Бывали случаи, когда экипаж забывал это сделать, и антенну сносило.

Благодарю за информацию, фотографии и долгие обсуждения Павла Стенчева и Василия Николаевича Горожанова.

Как и все материалы на канале — публикация постоянно дополняется и уточняется. Спрашивайте, делитесь воспоминаниями, присылайте редкие снимки старых мостов! Спасибо за помощь и ваш интерес!

Здесь — о плотинах Серпухова и серия публикаций о мостах через Оку: