До 1960-ых годов на всём протяжении Оки от Каширы до Калуги единственным капитальным автодорожным сооружением была автотранспортная часть Серпуховского железнодорожного моста. Для переправы использовались наплавные мосты, что вызывало неудобство как для судоходства, так и ввиду необходимости разборки в зимне-весеннее время. Кроме этого использовались паромные и канатные переправы.
Наплавные мосты в Алексине начала XX века
На карте середины XIX века отмечен лишь мост примерно там же, где находится современный, на трёхверстовке Шуберта конца XIX века указан он же и паромная переправа чуть выше по течению:
Ведомость рек Окского бассейна, составленная до 1914 года, упоминает лишь плашкоутный наплавной мост в Алексине, никаких других способов переправы вблизи Алексина в этом документе не указано:
А вот на подробной карте РККА 1940-го года и лоцманской карте Оки 1937 года видим уже два наплавных моста:
Нижний понтонный мост очень хорошо представлен на аэрофотосъемке 1942 года:
и кадре августа 1963:
Он находился чуть ниже построенного автодорожного — можно видеть, как он ещё используется на этапах строительства нового моста.
Верхний наплавной мост можно заметить в самой правой части фотографии археолога Г.А. Доррера, который исследовал Ильинское городище Алексина в 1938 году:
Скорей всего, мост использовался наиболее активно в 1930-ые в связи с началом разработки каменного карьера в 1929 году и для обеспечения строительства Соцгорода на правом берегу Оки.
Строительство и открытие нового моста
Строительство капитального моста велось с 1961 года.
Как видно по этому кадру, всё это время старый наплавной мост продолжал использоваться.
Автодорожный мост в Алексине был торжественно открыт 2 ноября 1966 года. Вот что об этом рассказывала местная газета «Знамя Ильича»:
После рабочего дня на левобережном подходе к мосту собрались тысячи людей. Они пришли сюда на торжественный митинг по случаю открытия автодорожного моста.
На ветру, перемежающемся с первым снегом, полощутся огромные лозунги, укреплённые на осветительных колонках. Они славят труд, большой подвиг мостостроителей.<<...>> Наступают самые торжественные минуты. Секретарь горкома КПСС Н.И. Гуркин перерезает красную ленточку. С левого на правый берег устремляется густой людской поток во главе с духовым оркестром.
Почётное право открыть транспортное движение получают водители автобазы №14, которые по итогам социалистического соревнования в третьем квартале завоевали переходящее Красное знамя горкома КПСС и горисполкома. А затем уже движение транспорта и пешеходов становится обычным.
Мост открыт для постоянного движения. С его высоты хорошо видно, как по Оке плывёт густая шуга, которая скоро накрепко скуёт реку. Но это теперь не страшно – мост навсегда встал над Окой.
Автодорожный мост просуществовал в таком виде более полувека.
В сентябре 2010 года он был закрыт на реконструкцию после открытия нового моста, расположенного чуть ниже по течению. Движение по обеим частям было запущено 11 января 2011 года.
Использованы фото из коллекции Алексинского художественно-краеведческого музея и сообщества «Планета Алексин». Благодарю В.Н. Горожанова и А. Дедука за обсуждение и предоставленные материалы.
Это вторая публикация из планирующегося большого цикла статей по истории судоходства и мостам бассейна Оки. К этому моменту можно ещё почитать: