Узкоколейная железная дорога Серпухов-Угодский завод была построена фабрикантами Коншиными ещё до революции и существовала до начала 1960-х годов. От дороги остались лишь некоторые названия, и буквально несколько строений. Рассказываю, где проходили пути в городе и об основных станциях этой железной дороги в Серпухове.
Станция «Лесная». Депо и кирпичный завод
Автобус №5 Серпухова следует по маршруту Вокзал – станция «Лесная», что напоминает нам о существовавшей станции УЖД. Узкоколейка была построена в начале XX века владельцами нескольких фабрик города «Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина»— для перевозки дров и прочих грузов между их фабриками.
Со станции Лесная УЖД шла в северо-западном направлении от города Серпухова — на посёлок Станки, Трояново и далее в лесной массив в окрестностях Угодского Завода:
УЖД от Лесной до Трояново начали прокладывать в 1907 году. Изначально станция «Лесная» представляла собой огороженную территорию с деревянным зданием депо на один локомотив, складскими помещениями и большим дровяным складом.
В 1929 году на станции «Лесная» было построено здание паровозоремонтных мастерских, также был обустроен вокзал с буфетом, несколько жилых одноэтажных деревянных домов, а в помещении старого депо открылся продуктовый магазин.
Это время было настоящим расцветом УЖД — число работавших на ней паровозов доходило до десяти, а пассажиропоток превышал 150 тыс пассажиров в год! В направлении Станков-Трояново пассажирский поезд отправлялся два раза в день.
Здание паровозоремонтных мастерских на улице Лесная сохранилось до наших дней, но на 2025 год уже со значительной переделкой. В полу этого здания до недавнего времени ещё оставались рельсы, которые помнили над собой паровозы:
К северу от станции «Лесная» существовал кирпичный завод, к нему также шли пути. Вагонетки лежали в лесу ещё до 1987 года, где были обнаружены историком УЖД из Переславля Вадимом Мироновым:
Фабрика «Красный Текстильщик»
От «Лесной» пути следовали по городу в сторону Прядильно-ткацкой фабрики «Новая Мыза» (позже «Красный Текстильщик»).
В советское время в выходные дни фабком фабрики «Красный текстильщик» устраивал для рабочих и служащих прогулочные экскурсии до реки Аложа, где проводили массовые гулянья, игры, ловили рыбу.
Об этом участке УЖД напоминает нам название улицы Железнодорожная. Да-да, именно по ней и шли рельсы! Здесь представлена схема линии от улицы Железнодорожная до станции Лесная и снимок из космоса 1982 года:
До сих пор можно проследить этот интересный участок по направлению заборов, поздней застройки и т.д.
Далее, через путепровод над улицей Нижняя Казенная (современная ул. Коншиных) рельсы шли изначально к Прядильно-ткацкой фабрике, а затем и в сторону Нары. Эстакада просматривается на заднем плане этой старой фотографии:
Рельсы УЖД соединяли между собой Прядильно-ткацкую фабрику с Бумажной фабрикой, таковые ответвления путей вдоль Нары даже обозначены на одной из карт. Район хорошо виден также на немецкой аэрофотосъёмке 1942 года, также представлен общий план путей по реконструкции В.В. Миронова:
Идущий вдоль здания фабрики паровоз виден на первой из этих дореволюционных фотографий, а на второй – хорошо заметен погрузочный цех фабрики и «воздушно-проволочная дорога» в сторону Красильно-отделочной фабрики:
Наиболее хорошо пути УЖД этого района Серпухова представлены на одном из вариантов подробной карты РККА — здесь отмечена и ветка до кирпичного завода, ответвление вдоль Нары и путепровод над нынешней улицей Коншина:
Кроме основного пути по двору Прядильно-ткацкой фабрики проходило ещё несколько путей: на территорию больницы, к складам хлопка и чайной, и в сторону бани. Также были небольшие вспомогательные пути и на других фабриках:
Мост УЖД через Нару
Главное значение УЖД внутри Серпухова — транспортная связь между несколькими фабриками города и станцией «Серпухов-Ветка». В 1921 году для управления серпуховскими фабриками был организован хлопчатобумажный трест, а берега Нары соединил деревянный железнодорожный мост:
Мост начали строить зимой 1921-22 года, а в 1922 году были проложены пути до станции «Серпухов-Город» («Серпухов-Ветка»). Вот что пишет о первых годах существования моста историк УЖД Вадим Миронов:
С этим деревянным мостом были постоянные проблемы. Упоминается, например, о подрыве льда у ж/д моста через Нару весной 1926 года. То есть, к этому моменту мост уже точно был. А в 1934-м году уже потребовался капитальный ремонт моста. После одной из аварий моста, некоторое время вагоны по нему перекатывали вручную, не допуская паровоз.
Деревянный мост просуществовал до начала 1970-х годов. Затем был разобран, и на его месте был построен подвесной пешеходный мост:
Пожалуй, это одно из лучших мест в городе, где по характерным радиусам поворота и небольшой ширине дороги до сих пор можно почувствовать, что здесь проходили когда-то рельсы узкоколейки!
«Серпухов-Ветка». Место встречи широкой и узкой колеи
В 1893 году «Товарищество Мануфактур Коншиных» ходатайствовало о строительстве ветки широкой колеи Серпухов —Серпухов-II («Серпухов-Ветка», «Серпухов-город») в сторону старейшей из текстильных фабрик Товарищества «Старая Мыза» («Ситценабивная фабрика» в советское время).
Ветка строилась на средства казны, её владельцем была Московско-Курская железная дорога. Станция была открыта в 1897 году.
Станция «Серпухов-Ветка» на долгие десятилетия стала одним из важных транспортных узлов города.
Пути широкой колеи подходили к одной стороне длинного склада, а к противоположной стороне здания подходили рельсы УЖД, и далее через разворот спускались к мосту через Нару.
Ветка до Занарской фабрики
В рамках связи всех текстильных фабрик города в 1925 году были проложены пути и в сторону Занарской прядильно-ткацкой фабрики через сосновый бор:
Год постройки этой ветки мы находим в публикации известного археолога Андрея Николаевича Воронкова, где он сетует, что при строительстве ветки были повреждены древние курганы у Варгинской больницы:
Сейчас по части этой ветки проходит автодорога, и лишь название автобусной остановки в Большевике «Линия» да просека в бору напоминают о том, что до начала 1960-ых годов здесь ходили вагоны и паровоз – «Кукушка» – как называли его местные жители.
На месте нынешних гаражей пути разветвлялись до нескольких зданий фабрики, судя по всему пути заканчивались во дворе напротив котельной фабрики:
Более точно довольно интересную схему путей на фабрике и вокруг можно проследить по АФС и плану города Серпухов 1930 года:
Пожалуй, просека через Серпуховский бор параллельно улице Ленинского Комсомола — остаётся самым сохранившимся участком этой УЖД в городе, храня в себе звуки и запахи давно исчезнувшей железной дороги...
В публикации использованы материалы книг: И. Ходок «По следам Серпуховской узкоколейной железной дороги»; В.С. Маршалов «Серпухов. Рассказы и были».
Отдельно хочется поблагодарить историка и автора книг по УЖД Вадима Миронова (Переславский железнодорожный музей) за большое количество архивной информации, а также руководителя отделения серпуховского ВООПИиК Павла Стенчева за фотографии и долгие часы совместного обсуждения.
Здесь — о двух самых интересных объектах УЖД за пределами Серпухова:
Спасибо за Ваш интерес! До встречи на канале!