В настоящее время на Оке не существует мостов на всем протяжении от Алексина до Серпухова. Кроме моста в самом Алексине, чуть выше по течению Оки около Дугны в летнее время действует понтонная переправа, а когда мост разобран используется небольшой паром. Оказывается, точно такое же решение существовало и в Тарусе.
С созданием в 1867 году железнодорожного сообщения до Тулы по Московско-Курской железной дороге добираться со стороны Москвы до станции Тарусской (Ивановской), и далее переправляться через Оку оказывалось гораздо удобней, чем ехать через Серпухов. Именно об этом читаем мы, например, в детских воспоминаниях Анастасии Цветаевой:
От станции до Тарусы семнадцать верст.
…Колеса тяжело въезжают в светлый речной песок. Потянулись речные кусты, повеяло сыростью. Горы кончились… И дикими от упоения голосами мы закричали: «Ока, Ока!» И тогда – впереди, за ней, над ней — появились очертания Тарусы, домики и сады и две церкви, вырезанные резцом на небе: справа — низко, прямо над рекой – собор; круто наверху, на холме, слева – Воскресенская церковь.
Высказывалась даже идея строительства железнодорожного ответвления к Тарусе, в городе было выстроено здание вокзала, однако, до строительства капитального моста и самой железной дороги дело так и не дошло. Поэтому долгие годы использовался либо паром, либо понтонная переправа. Спуск к этому месту на реке располагается между собором Петра и Павла и стеллой мемориала.
Примечательно, что первое зафиксированное свидетельство парома на Оке мы находим на художественной работе — картине М.В. Якунчиковой (сестры Н.В. Поленовой – супруги известного художника В.Д. Поленова) 1863 года:
Часто приезжая в Тарусу из Бёхово, художник В.Д. Поленов задумался о создании более удобной переправы через реку. По ходатайству тарусского врача И.З. Добротворского, при активной поддержке Поленова, в 1911 году было получено разрешение на строительство плашкоутного моста у Тарусы, что и было вскоре реализовано.
Вот так выглядел этот мост в начале 20-го века. Особенно интересен снимок с противоположного, “тульского” берега.
Кажется, что в те времена берега были не такими высокими, как сейчас! Возможно, русло Оки со временем стало лежать ниже после активной выработки щебня и песка со дна реки от Тарусы до деревни Дракино в 1980-ые годы.
Чаще всего указывается, что в 1920-ые годы понтонный мост был продан Алексину, однако по некоторым сведениям плашкоуты настилались и в начале 40-ых годов. Так или иначе, к 50-ым годам моста уже не было, а переправа стала вновь осуществляться с помощью парома:
…Абсолютно старый, с ржавым квадратным корпусом, как у старого линкора, несколько неуклюжий, с торчащим из воды тросом, зелёным от водорослей. С прилипшими ракушками вокруг корпуса, будто обвешанный сказочными украшениями. На пароме стоял крестообразный механизм, который вращали сразу четыре человека.
Из воспоминаний А. Кадетского
Паром ходил по крайней мере до конца 1960-х годов, насколько можно судить по этим снимкам 50-60х годов:
До какого именно момента ходил паром, точно сейчас мало кто может вспомнить. Хочется завершить этот рассказ ещë одной цитатой Андрея Кадетского:
…Парома не стало как-то внезапно, во всяком случае, в моей памяти. То ли его раздавило весенними льдами, то ли унесло весенним половодьем. Может, просто сгнил и его разрезали на части за ненужностью. Но для меня его не стало почему-то неожиданно, словно по взмаху волшебной палочки. Мне было грустно не видеть его на привычном месте. Как будто потерял друга, ищешь его глазами и не находишь. Мне и сейчас его не хватает. Парома нет, а вот надобность в переправе у людей осталась.
Вашему вниманию еще несколько публикаций о городе:
- "В очарованье русского пейзажа" — город Таруса
Спасибо за ваш интерес! До встречи!