Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 40-е годы XIX века художник Богдан (Готфрид) Виллевальде, известный своими картинами на военные темы, особенно времен Наполена, написал полотно "Идем на Париж!". Во-первых, сразу скажу, что слева внизу сидящее животное, завороженно глядящее на бравых военных — это не обезьяна (как можно подумать), а пудель Александра I, сопровождавший его в походе. Да, он был так причудливо подстрижен. Но обратимся к людям. Суть картины понятна. Изображен император Александр I, который указывает в туманную даль, в которой теряется столица Франции, и говорит своим собеседникам, что мы идем туда, на Париж. Император, конечно, красавец в этих своих белых лосинах и черных ботфортах.
Но кто эти господа, к которым он обращается?
Подписывайтесь на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Сперва скажу о том стройном военном, который показан анфас. Это князь Петр Михайлович Волконский, основатель Генерального штаба, который он создал в 1810 году после глубоких размышлений о состоянии в русской армии и необходимости иметь единый центр управления и планирования. Как начальник штаба во время войны с Наполеоном, он постоянно находился при императоре и был там действительно к месту. В сражении под Люцерном он отличился и был произведен в генерал-лейтенанты. В общем, его присутствие на картине в показанный момент совершенно логично.
Как и присутствие другого военного, облаченного в австрийский мундир. Это фельдмаршал, князь Карл Филипп цу Шварценберг. Его роль в событиях 1912-14 годов была самая странная.
Во-первых, он начал войну, сражаясь на стороне Наполеона, руководил австрийским вспомогательным корпусом, где было около 30 тысяч человек. Это случилось потому, что Австрия и Франция тогда заключили альянс и были по договору обязаны предоставить Наполеону этот корпус. А Шварценберга в качестве командира выбрал сам французский император, который знал князя лично с очень хорошей стороны.
Австрийский корпус сражался, в том числе, и с русской армией, хотя Шварценберг всячески уклонялся от этого и таки избег крупных сражений. После переговоров с генерал-адъютантом Васильчиковым австриец увел свой корпус за пределы России. Потом Шварценберг был назначен австрийским послом во Франции и пытался организовать подписание мира между Россией и Францией, но тщетно. В Битве народов под Лейпцигом он уже руководил войсками южного фланга союзных войск против Наполеона. После битвы получил российский орден Святого Георгия 1-го класса за большой вклад в победу. После этих событий Александр I настаивал, что надо идти на Париж, притом идти должен был именно Шварценберг. Поэтому он и показан на картине. В результате наступления русская и австрийская армии соединились под Парижем и вошли в него. Князь Карл Филипп цу Шварценберг ехал во главе объединенных войск.
Как это вам?
Читайте еще на моем канале:
Удивительная судьба первого чернокожего депутата французского Конвента
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой