Гриша рванул вперед, пытаясь напасть на старшего брата, но покачнулся и едва не свалился на пол. Вышедший на шум Михаил, увидев младшего сына, только ахнул...
ГЛАВА 2
Гриша явился домой под утро.
Крепко спавший Иван вздрогнул, услышав грохот в сенях. Подскочил с дивана, вышел навстречу брату.
Тот, покачиваясь и цинично ухмыляясь, сказал:
- Чего вылупился? Дела все сделал? Или снова без меня ни черта не можешь?
Иван стиснул зубы:
- В этот раз без тебя справлюсь. После обеда приедет бригада, забор сделают. А ты своих дружков больше близко к дому не смей подпускать.
- Я бы тебя сюда не подпускал! - зашипел Гриша. - Приезжаешь сюда, праведника из себя строишь. Ты весь такой белый и пушистый, а я на твоем фоне как последний неудачник. Удобно ты устроился.
- Это ты удобно устроился! - ответил Иван. - Живешь за счет отца. Паразитируешь, кровь из него сосешь как клещ.
Гриша рванул вперед, пытаясь напасть на старшего брата, но покачнулся и едва не свалился на пол. Вышедший на шум Михаил, увидев младшего сына, только ахнул.
- Опять нажрался как свинья! Иди и проспись. Стыдно смотреть на тебя.
- А на Ваньку не стыдно? – обиженно спросил Гриша. – На того, кто мать загубил, не стыдно смотреть? Тьфу на тебя!
Младший брат постоянно винил старшего в сме_рти матери. Иван по-настоящему устал от этих бесконечных разборок и выяснения отношений. И в Сосновке, и дома – не было ему покоя. Одни претензии со всех сторон. Как же он устал от этого всего!
Когда-то у них была счастливая семья. Анна Васильевна горячо любила своего первого мужа. Иван рос в атмосфере взаимопонимания и счастья. Как же им было хорошо тогда... И как стало плохо, когда Николай Анатольевич утонул.
Ему было всего тридцать лет, впереди была вся жизнь... Но оказалось, что она вот так легко оборвалась, когда никто этого совсем не ждал.
Анна Васильевна снова вышла замуж. Родился Гриша. Иван почувствовал с прибавлением в семье себя важным и взрослым. Пытался младшего брата воспитывать, но тот возненавидел Ивана, считал зазнайкой и всем говорил, что Ванька в их семье чужой.
- Его батя помер, так что не настоящий брат он мне! - рассказывал Гриша своим приятелям истории про старшего брата. - Батя его утопился, потому что бухал сильно.
Это было чистым враньем, бредом воспаленного воображения Григория. Николай Анатольевич в Сосновке был известным строителем, немало домов построил собственными руками, в том числе, и свой.
Он не пил, хранил верность жене, а еще слыл очень воспитанным и интеллигентным человеком. Только вот после его сме_рти много слухов ходило о нем. И Гришка, как вырос и начал болтать, тоже внес свою лепту в распространение сплетней.
Иван не понимал, за что младший брат его так сильно ненавидел? Ведь ничего плохого Иван ему не сделал, просто был старше и все. Только вот с годами отношения между братьями становились все хуже.
Гриша все чаще заговаривал о том, что терпеть не может Ивана. Раньше, когда была жива мать, она хоть как-то успокаивала пыл Гриши, а после ее сме_рти младшего брата совсем понесло...
***
Забор у дома был снова восстановлен за счет Ивана. Григорий недовольно бурчал, принимая работу.
- Плохо сделали, завалится опять! – говорил он это с умным видом и опухшим от недавней пьянки лицом.
Выглядел он жалко и нелепо. Какая нормальная девушка захочет с ним встречаться? Кто захочет иметь дело с неудачником и алкоголиком?
***
Через две недели Михаил снова позвонил Ивану и попросил приехать в Сосновку.
- Надо огород вспахать, а у меня сил нет совсем. Нам бы пахаря найти.
- В Сосновке у Петровича культиватор есть. - напомнил отчиму Иван. - договорись с ним, а я оплачу.
- Не хочет он со мной договариваться. - пожаловался Михаил. - Гришка его как-то обманул с деньгами. Теперь он и со мной дел иметь не хочет. Приезжай, помоги.
Иван вздохнул. Ну вот, снова придется на выходные ехать в Сосновку.
Конечно, жена была недовольна, и дети расстроились из-за того, что вместо похода в зоопарк с отцом им придется идти в кино с матерью.
- Я за ними в зоопарке не угляжу! – сказала обиженно Лариса. - Ты опять вместо того, чтобы с семьей время провести, тащишься к чужим тебе людям решать их проблемы!
- Это не чужие мне люди! - попытался возразить Иван, но Лариса уже не слушала его.
***
В Сосновке Ивана ждали перепалка с братом, нытье отчима, осунувшегося и хватавшегося за спину.
Решая вопрос со вспашкой участка, старший сын Анны думал о том, что никому этот огород не нужен. У Михаила не было сил сажать картошку и заниматься участком, а Гришке это не надо.
На следующий день с утра, Михаил отправился на деревенское кла_дби_ще на мог_илы матери и отца. Принес цветов, прибрался немного.
Долго сидел он на скамейке и смотрел на деревья и небо. Здесь ему было как-то спокойно. Никто его ни в чем не обвинял, ни перед кем не нужно было оправдываться.
Тут находились самые близкие для него люди, те, с кем он был счастлив по-настоящему, хоть и много времени прошло с тех пор.
- Зря ты сюда ездишь! - проскрипел рядом с Иваном чей-то незнакомый голос.
Обернувшись, он заметил старушку в черном платке, стоявшую за оградкой и внимательно смотревшую ему в лицо.
- Тут мать и отец лежат... Почему зря?
- Померли они уже. Им все равно! - сказала она. - В церковь сходи – больше пользы будет.
Старухе на вид было лет девяносто. Иван не видел ее раньше, ну или просто не узнавал в ней какую-то знакомую ему женщину, изменившуюся в силу возраста.
- Почему вы тогда здесь? – спросил он.
- Церковь от Сосновки далеко, — ответила она, — не наездишься. Да и нельзя мне туда, неспокойно мне там.
- Почему? – удивился Иван.
- Делами неблагодарными я занимаюсь. Знахарка я, Раиса.
- А я, Иван. Сын Анны и Николая Орловых.
Старушка махнула на него рукой.
- Как будто я не знаю! Только зря ты ездишь сюда. Не трать время, лучше с семьей побудь.
Иван ошарашенно смотрел на Раису. Откуда она знает о том, что он отрывается от семьи, приезжая сюда? И почему он делает это зря?
- Тут тоже моя семья. Брат мой и отчим.
- Злые люди... - задумчиво произнесла Раиса. - черные. И отчим твой – черный. Ездишь ты сюда с тяжелым сердцем и не напрасно... Из-за этих людей твои близкие погибли, а ты им помогаешь. Ду_рак ты!
Иван хотел возмутиться, даже со скамейки поднялся, но так и не успел ничего сказать.
Старушка удалилась с кладбища достаточно быстрым шагом, как будто и не было ей столько лет, насколько она выглядела.
Иван долго смотрел ей вслед, не решаясь догнать и задать оставшиеся у него вопросы. Может быть, потому что он боялся услышать ответы на них?