Многие видели ролики, где молодые люди с гордым видом режут тапки и строгают бумагу ножами «Сталей №1 в мире!!!», так вдобавок ко всему, их ножи полностью ручной работы! Эти факты как будто бы оправдывают высокую стоимость ножей, но как только начинаешь копать глубже,то всё больше и больше понимаешь, насколько такие «мастера» обесценивают ручной труд, но обо всём по порядку.
Вообще понятие «ручной труд» сегодня очень сильно размыто: есть люди которые покупают закалённые и выпиленные клинки, стабилку и больстеры, склеивают всё вместе, и продают свои изделия по 15-20 тысяч.Без ручного труда само собой не обходилось, но просто собрать нож из готовых материалов, и по шаблону обточить много ума и не надо, но сделать цену меньше не получается, так как деньги за материалы отдаются приличные. Есть фабриканты, которые наладили массовое производство 5-ти моделей ножей, они работают с прокатными сталями, закладывают их в печи и калят, обрабатывают клинки на ЧПУ станках, рукояти пилятся копиром, всё склеивается и нож готов.
Тут цена за изделие обусловлена тех. процессами, арендой, закупкой материала, расходников и так дальше, но изделия всё так же попадают в категорию ручного труда. Понятное дело наладить любое производство сложно, да и денег нужно немало, но самое главное, ради чего всё это делается, это время, которое затрачивается на изготовление одного ножа, а следовательно, чем меньше времени ты тратишь на заказ, тем больше ножей можешь сделать и продать.
При варианте, когда нож с начала нужно отковать, потом отслесарить, отжечь, закалить, отпустить, опять отслесарить, изготовить рукоять и так далее, тратится в десятки раз больше времени. Понятно, что если мастер опытный он будет стараться по максимуму оптимизировать производство без потерь качества, но с каждым годом количество мастеров одиночек, которые могут за счёт своего авторитета брать заказы на полгода вперёд всё меньше и меньше, людям проще купить что-то массовое и быстро, чем ждать свой заказ месяц, и даже если таковые найдутся, то мало кто захочет платит цену сильно выше рынка.
И именно эти обстоятельства обесценивают труд мастера и могут привести к упадку индивидуального производства, с другой стороны, не всё массовое производство плохое и безвкусное, иногда встречаются по-настоящему качественные и недорогие изделия, поставленные на поток, в каком-то смысле мы возвращаемся к истокам, до революции в России было много производств типа моры, биллнес, Хускварна. И не исключено, что ещё десяток лет, и Россия выйдет на мировой ножевой рынок.
От части в дороговизне ножей виноват потребитель, мало кого интересует функционал и удобство рукояти, всё больше покупатель ищет премиальную сталь, редкое дерево на рукояти, и по итогу комплектном к «супер-ножу» покупает простую мору. В итоге вопрос о том, в чём смысл премиальных сталей остаётся открытым. Сразу предвижу комментаторов, которые будут говорить что в их коллекции из 1000 ножей все рабочие и функциональные, всеми ими они по лосю разделали, и что я чего-то не понимаю.
Согласен, не понимаю. Не видел ни одного охотника с 10 ножами или с ножом за сотни тысяч, зато я видел своего дядю, который на морозе заточенной сапёрной лопаткой и самым простым ножом, разбирал ногу кабана. Для меня люди, у которых ножевые склады, и мания к уникальностям, не больше, чем коллекционеры и балаболы, которые просто закрывают свои детские хотелки.
По итогу хочется сказать, что сегодня очень сложно отличить ручной труд мастера, от детища станков и трафоретов, остаётся надеяться только на собственный опыт, и честность продавца. Или делать ножи самому, к тому же посмотрев на большинство ценников такой вариант не кажется совсем уж безумным…