Российский мир электромобилей микроскопичен, он только зарождается, в отличие от того, что сегодня происходит в мировом масштабе. А в мире очень интересные тренды. Например, идет острейшая борьба за звание чемпиона мира электрокаров.
Мы уже как-то привыкли, что американская Tesla безусловный лидер нового автомобильного электропрома. А вот прошедший 2023 год показал нам, что сегодня этому бессменному лидеру брошена перчатка. И кем бы вы думали? Правильно, китайским BYD.
На памяти многих российских автомобилистов нулевые годы, когда какие-то несуразные автомобили BYD пытались выйти на российский рынок. Эта попытка закончилась неудачей. Наш автолюбитель не воспринял серьезно эти машины. Прошло менее двух десятилетий и что мы видим – BYD – мировой лидер в области электромобилестроения.
Нет-нет, компания Илона Маска пока еще выпустила больше электричек за весь предыдущий 2023 год. BYD стала лидером по итогам лишь четвертого квартала. Что нам иллюстрирует инфографика.
В последнем квартале прошлого года Tesla продала 484 507 электромобилей, а китайская компания по итогам квартала 526 409 штук. Но все же по годовому итогу американский электрогигант впереди с результатом в 1 808 581 единиц, а вот китайский производитель отстает на более чем четверть миллиона. Его результат за прошлый год 1 574 822 шт.
Tesla не выполнила свой сценарный план, и не превысила планку в 2 млн, которую ставил Илон Маск. Хотя американского производителя неудачником назвать нельзя. Tesla опережает BYD и по объему выручки, и по операционной прибыли.
Тем не менее BYD готовится к широкой географической экспансии на рынок Старого континента. Здесь китайцы видят широкие перспективы. А зайти в Европу планируют через Венгрию. Здесь уже есть завод BYD, производящий электробусы для городов Старого континента. Теперь в городе Сегед на юго-востоке страны планируется возвести завод по выпуску 200 000 электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Эту информацию подтвердил министр иностранных дел страны Петр Сийярто, назвав проект крупнейшими зарубежными инвестициями в Венгрию, а также немецкое издание Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung.
BYD и другие китайские автопроизводители стремятся к экспансии в Европе, чтобы снизить зависимость от внутреннего рынка, где уже давно наблюдается превышение предложения над спросом, а также с ценовой войной, которую развязала Tesla.
Инвестиции BYD в Венгрию – это плохая новость для Volkswagen и других европейских автопроизводителей, поскольку резко усилится конкуренция на рынке электрокаров. Вдобавок, китайский BYD рассматривает инвестиции и в ФРГ или Францию.
Рынок электромобилей в странах Европы очень перспективен. Одним из флагманов является Норвегия. В прошлом 2023 году на электромобили пришлось более 4/5 от числа новых проданных автомобилей, отмечается в статистике Норвежского информационного совета по дорожному движению. В годовом исчислении доля электромобилей выросла на 3,1%. Всего в Норвегии, где проживает около 5 млн человек, в прошлом году было продано менее 127 тыс. автомобилей. Причем в прошлом году в Норвегии был отменен ряд льгот тем автомобилистам, которые приобретают новые электрокары. До конца 2022 года электромобили были полностью освобождены от 25% НДС, а с января 2023 года необходимо уплатить налог в размере 25% от цены автомобиля, превышающей порог в 500 тысяч норвежских крон. Правда, более дешевые электромобили по-прежнему не подпадают под действие этого правила.
В марочной структуре на американскую Tesla приходится каждый пятый проданный электрокар. За год доля этой марки существенно увеличилась с 12% до 20%. Второе место заняла Toyota с долей в 12,4% и прошлогодним результатом в 8%, на третьем Volkswagen (10,8%). В модельном рейтинге – Tesla Model Y, Volkswagen ID.4 и Skoda Enyaq.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz