Найти тему
64,3K подписчиков

На каких вездеходах СССР покорял Антарктиду

11K прочитали

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях Арктического климата.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...

Трактора и автомобили, которые до этого были созданы, для эксплуатации в сверхнизких температурах, явно не годились.

Во-первых, они были слишком тихоходными, а во-вторых, требовалось перемещать грузы на довольно значительные расстояния, что было для подобной техники большой проблемой.

С-80

Эта модель стала первой послевоенной модификацией трактора, Caterpillar D7ruen, который был передан во время войны союзниками в помощь Советскому Союзу.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-2

С-80 решили включить в состав техники, которая предназначалась для освоения арктических территорий.

Уже во время выгрузки одна из машин провалилась под лед. Причиной аварии стали вес машины и узкая ширина гусеничных траков. Из-за других проблем, которые усложняли работы, было принято решение модифицировать модель.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-3

Новые С-100А, которые специально конструировались для изучения Арктики, были значительно надежнее в работе.

Единственными недостатками модели оставался его вес, плохая маневренность и «прожорливость».

Болотоходная модификация гусеничных трактов С-80Б2 не решила проблему надежности передвижения трактора по арктическим льдам, хотя прекрасно зарекомендовала себя в условиях климата крайнего севера.

ГАЗ-47

В начале 50-х прошлого столетия потребность в вездеходах, которые требовались для освоения новых территорий, стала одной из самых острых проблем для Советского Союза.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-4

Новая модель, которая была предоставлена Горьковским коллективом инженеров Газ-47, была частично скопирована с зарубежного снегохода, предоставленный странами-союзниками по ленд-лизу.

Руководству СССР очень понравился канадский вездеход серии Armoured Snowmobile Mk.I.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-5

Дополненная и усовершенствованная для работ в условиях сильных морозов, с помощью деталей взятых из танков среднего класса, модель была включена в список техники, которую запланировали для освоения просторов Арктики.

Вездеход «Харьковчанка»

Для коллектива конструкторского бюро Харьковского авиационного завода было дано специальное задание.

Харьковчанка
Харьковчанка

От них требовалось немедленно приступить к разработке техники и предоставить испытательный образец в самые короткие сроки.

Сборку было решено провести с использованьем тягача АТ-Т, усилив его танковым шасси Т-54.

Харьковчанка-2
Харьковчанка-2

Было добавлено два катка, а сами траки усилили для создания сцепки со льдом специальными зацепами.

Справедливо решив, что мощность старого двигателя может создать дополнительные проблемы, конструкторы заменили его новый, в два раза мощнее.

Кабина артиллерийского тягача не отличалась комфортными условиями, поэтому здесь также пришлось все работы начинать с ноля.

Кабину разделили отсеками таким образом, чтобы помещение для просушки одежды, спальный отсек, кухня и камбуз находились за стенкой кабины управления.

Высотой в 4 метра с шириной 3,5 м, вездеход длинною в 8 м обладал мощностью 520 л. с. Модель с наддувом увеличивала мощность до 995 л. с.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-8

Конструкторы также позаботились о проходимости «Харьковчанки».

В условиях отсутствия дорог скорость машины в среднем достигала 8-11 км/ч, на ровных участках, там, где отсутствовали ледяные заторы и переметы, вездеход мог максимально развивать до 30 км/ч.

Элементы вездехода подгонялись таким образом, чтобы у шофера и обслуживающего персонала была возможность проводить обслуживание и ремонтные работы, не покидая его.

Все отсеки оборудовали раздвижными дверями вагонного типа, что экономило пространство, сохраняло тепло и одновременно позволяло перемещаться в нужное отделение.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-9

Как и всякий вездеход «Харьковчанка» успешно преодолевала водные преграды, но то, что ее можно было использовать как амфибию, удивило не только советскую общественность, но и зарубежных конструкторов.

Плавучесть машины обеспечивала герметичная кабина, служившая своеобразным поплавком.

Даже если бы машина провалилась под лед, ее можно было вытащить другим тягачом, с помощью лебедки.

Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях...-10

Намного позже, точнее в 1975 году, специально построенный для исследований Северного полюса вездеход «Пингвин» сконструировали по принципу «Харковчанки».

Здесь конструкторы решили немаловажную проблему отвода выхлопных газов за пределы машины.

«Пингвин» тоже был приспособлен для работ в арктических условиях, но модель не обладала такой мощностью.

При создании «Харьковчанка-2» конструкторы применили этот же принцип отвода газов с помощью коллекторных труб.

Также на вездеходе дополнительно установили автономно работающую электростанцию дизельного типа, но это было потом.