Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему закончился выпуск легендарного трактора времен СССР - СТАЛИНЕЦ

Сталинец – линейка легендарных советских тракторов, тотально доминировавших с 1932 по1942 год среди сельхозтехники. Производитель техники - промышленный гигант ЧТЗ (Челябинский Тракторный Завод). Несмотря на возраст этого трактора и слабые по нынешним меркам технические показатели, в свое время он по праву считался прорывным изобретением. Стремительное развитие советского государства, подтолкнуло руководство страны на рассмотрение вопроса о создании новых тракторов, способных в любую погоду обрабатывать огромные сельскохозяйственные поля. Да, в начале 30-х в союзе производили трактора, но колесные машины часто не справлялись с поставленной задачей, особенно при плохих погодных условиях. Гусеничные тягачи "Коммунар" (харьковского завода), выпускались слишком малыми партиями, чтобы покрыть нужды новых, больших, сельских хозяйств, объединенных в рамках тотальной коллективизации. Логично, что в 1929 году руководство СССР постановляет создать на территории города Челябинск завод, по масс

Сталинец – линейка легендарных советских тракторов, тотально доминировавших с 1932 по1942 год среди сельхозтехники.

Производитель техники - промышленный гигант ЧТЗ (Челябинский Тракторный Завод).

Несмотря на возраст этого трактора и слабые по нынешним меркам технические показатели, в свое время он по праву считался прорывным изобретением.

Стремительное развитие советского государства, подтолкнуло руководство страны на рассмотрение вопроса о создании новых тракторов, способных в любую погоду обрабатывать огромные сельскохозяйственные поля.

Да, в начале 30-х в союзе производили трактора, но колесные машины часто не справлялись с поставленной задачей, особенно при плохих погодных условиях.

Гусеничные тягачи "Коммунар" (харьковского завода), выпускались слишком малыми партиями, чтобы покрыть нужды новых, больших, сельских хозяйств, объединенных в рамках тотальной коллективизации.

Тягач "Коммунар" (источник фото wikipedia.org)
Тягач "Коммунар" (источник фото wikipedia.org)

Логично, что в 1929 году руководство СССР постановляет создать на территории города Челябинск завод, по массовому производству абсолютно новых, более эффективных, гусеничных тракторов.

Началом работы нового тракторостроительного комплекса становится 1932 год.

Через 2 года в 1933 году новое предприятие производит первый гусеничный трактор, работающий на тяжелом бензине (лигроине) – «Сталинец-С 60» с классическим расположением двигателя (спереди) и места водителя (сзади).

Первые фото «Сталинец-С 60»
Первые фото «Сталинец-С 60»

Прототипом этого тихоходного тяжеловеса стал американский трактор «Катерпиллер». Первенец получил имя в честь главы СССР, а цифра в названии означала 60 лошадиных сил, которые развивал мотор новой машины.

Новый трактор блестяще прошел все испытания, и был готов к серийному производству, которое не заставило себя долго ждать.

К 1934 году количество выпущенных машин дошло до отметки 1000 штук. За это время трактор обрел огромную популярность по всему СССР.

С 60 в работе
С 60 в работе

Карбюраторный двигатель запускался посредством керосина или бензина, поступающих из дополнительного, пускового, шестнадцатилитрового бака.

До 1937 года ЧТЗ успел выпустить 69000 таких тягачей. Впрочем, несмотря на успешность и всемирную славу, у машин был существенный минус.

Топливо, которым питался мотор трактора, имело низкий КПД. Поэтому назрело решение создать новое поколение тракторов с более производительными дизельными моторами.

Первый дизельный трактор Сталинец С 65 вышел в 1937 году и открыл серийное производство новых машин.

Сталинец С-65
Сталинец С-65

Приемнику изменили расположение топливного бака, который теперь размещался позади водителя. Трактор стал более компактным, экономичным и с возросшим коэффициентом КПД.

С65 на дизеле
С65 на дизеле

Сталинец С65 полностью заменил преемника и без проблем крупными тиражами сходил с конвейера, для внутригосударственных нужд и на экспорт.

Вторая мировая война повлияла на налаженное производство. В 1942 году завод прекратил выпуск Сталинцев и полностью перешел на сборку военной техники.

После войны завод выпусти еще 2 поколения машин – С80 в 1946 году и С100 в 1956 году.

С80
С80

Эти тягачи уже не были такими успешными как предыдущие модели.

С100
С100

Серия продержалась до 1961 года, когда ЧТЗ запустил массовое производство более современных и технологичных тракторов, оснащенных электромеханической трансмиссией, ДЭТ-250, которые полностью заменили легендарных старичков Сталинцев.

Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.