В 60-е годы XX века произошла посмертная реабилитация Михаила Булгакова как писателя. Вновь стали издаваться его произведения, включая те, которые изначально писались «в стол» (как, например, «Мастер и Маргарита»), а уже в 70-е в СССР начали экранизировать его пьесы. Первой крупной экранизацией стал «Бег».
Нищая, грязная, униженная – такой предстала эмиграция в фильме Владимира Наумова и Александра Алова. Офицеры, деятели науки, актеры, настроенные враждебно к новой власти, пустились в бега со своей Родины к далеким берегам Турции. Кто-то из них в Гражданскую войну взял на себя слишком много грехов, кто-то боялся мести восставших низов, кто-то просто не хотел жить по новым правилам Советской России, но всех их объединяло одно – попытка убежать и спрятаться, словно тараканы при включенном свете. Эту аллегорию и приводит Булгаков в своей пьесе: пройдоха Артур Артурович в Стамбуле принимает ставки на забеги тараканов, а публика, включая эмигранта-генерала Чарноту, проигрывает на них последние деньги.
Чарнота умеет только воевать, из-за чего беден, и очень азартен, из-за чего нищ. Он не зарабатывает и не может ни на что повлиять, даже на уход на панель своей походной жены Люськи. Чарнота связывается с такими же как он отверженными: полусумасшедшим генералом Хлудовым, приват-доцентом Голубковым и его возлюбленной, Серафимой Корзухиной, женой товарища министра торговли Крыма Парамона Корзухина. Именно ради спасения из нищеты Серафимы Голубков и Чарнота отправляются в Париж, где намериваются получить хоть какие-то средства от Парамона, отказавшегося от своей жены.
Корзухин, в отличие от многих других эмигрантов, преуспевает. Он не ожидал появления нежданных гостей, один из которых, а именно Чарнота, продал последние штаны и ходит в исподнем. Гости получают отказ, но выясняется, что Корзухин тоже азартен и вступает в игру с ловким Чарнотой.
Чарнота чувствует себя обманутым, ведь он водил на смерть солдат, которые гибли за то, чтобы такие как Корзухин смогли вывезти свои богатства за границу, а теперь презирают их. Генерал видит в довольном и сытом Корзухина главную причину своих бедствий и выдает хлесткую фразу: «Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно».
Пьеса Булгакова, написанная в 1927 году, стала одним из первых примеров не демонизированного изображения «белых». Они боятся, они врут, они совершили много ужасного, но все же они люди, которым можно сопереживать. В экранизации особенно яркими были образы, созданные Владиславом Дворжецким (генерал Хлудов) и Михаилом Ульяновым (генерал Чарнота): они, военные преступники, что сами осознают, вдали от дома («вечные жиды», как отметил Хлудов) чувствуют только боль и тоску. И самый трагический образ фильма – Хлудов в старой шинели стоит на берегу, окруженный стаей собак, и глядящий в сторону России. Ни в пьесе, ни в фильме домой он не вернется.
Читайте хорошие пьесы, дорогие читатели, ставьте лайки, чтобы видеть подобный контент чаще. Всего доброго!