Одной из самых желанных для посещения московских усадеб является усадьба Морозова в Подсосенском переулке. И это неудивительно: прекрасно сохранившиеся интерьеры залов, выполненные в разных стилях, отделанные мрамором и деревом; лепнина, витражи, кессонные потолки и росписи Врубеля. Сложно остаться равнодушным к этому великолепию. Но полюбоваться этой красотой могут не все - главный дом закрыт для свободного посещения.
Про историю усадьбы и сохранившиеся постройки я подробно расскажу в отдельной статье. Здесь же приведу ее кратко, детально остановившись на внутреннем убранстве первого этажа особняка Морозова.
Первая усадьба на этом участке появилась еще в 1730-х годах и принадлежала владельцам парусной фабрики купцам Плавильщиковым. Главный дом и по сей день стоит на территории усадьбы, но идентифицировать его сложно, поскольку во времена СССР он был надстроен тремя этажами, и сейчас выглядит как типичное советское здание.
Елисей Саввич Морозов, сын знаменитого предпринимателя и мецената, в 1839 году купил участок с постройками у Плавильщикова. Затем он передал его своему единственному сыну Викуле Елисеевичу, который и построил особняк в Подсосенском (в те времена Введенском) переулке. Особняк в стиле эклектики был возведен в 1879 году по проекту архитектора Михаила Чичагова. Главный дом был выстроен по красной линии переулка, а старые постройки предыдущих владельцев остались стоять в глубине двора.
Викула Елисеевич оставил усадьбу в наследство своему старшему сыну Алексею Викуловичу, который в 1900 году отошел от семейных дел, передав управление мануфактурой брату Ивану, а сам занялся коллекционированием фарфора, гравюр и икон.
В 1895 году главный дом был перестроен по проекту знаменитого архитектора Франца Шехтеля. Изменения коснулись планировки и интерьеров первого этажа, где каждое помещение приобрело свой стиль, но не затронули фасад здания.
Холл особняка был оформлен в египетском стиле. Росписи, выполненные в энкаустики (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск), уже более 120 лет сохраняют свои яркие цвета.
Пройдя из холла налево, мы попадаем в приемную хозяина, а из нее в великолепный готический кабинет, отделанный темным деревом с огромным количеством резных деталей. На контрасте сразу же обращает на себя внимание ярко-белый камин, украшенный французскими геральдическими лилиями, над которыми расположены деревянные маски черных грешников. Они здесь неспроста - семья Морозовых являлась старообрядцами, а маски символизировали расплату за грехи после смерти. По бокам массивную верхнюю часть камина держат горгульи. Справа от камина находится потайная дверь, ведущая в старообрядческую молельную комнату. У окна раньше располагался рабочий стол, который, как и большая часть мебели, не сохранился до наших дней. В кабинете уцелел лишь подлинный готический стул со шпилями, угловой диван и старинные часы.
На деревянной лестнице с резными перилами сидит гном. На страницах лежащей у его ног книги начертано изречение из «Фауста» Гёте: «Ars longa, vita brevis est» (жизнь коротка – искусство вечно). А ступени буквально ведут к знаниям – на втором этаже кабинета расположена библиотека. Являясь продолжением кабинета, она также выполнена в стиле немецкой готики. Под потолком росписи Михаила Врубеля - Маргарита, Фауст, Мефистофель и Полет Мефистофеля и Фауста (это копии, оригинальные панно из особняка хранятся в Третьяковской галерее). Витражи в кабинете по задумке архитектора скрыты от посторонних глаз -любоваться ими можно только из кабинета: за ними находятся окна фасада здания, через которые на них попадает солнечный свет, заставляя играть и переливаться яркие краски.
В библиотеке сохранился восьмигранный стол, за которым часто работал хозяин, как в одиночку, так и с другими коллекционерами-исследователями. Над столом висела люстра, а к каждому рабочему месту стола было проведено отдельное дополнительное освещение, создавая идеальные условия для совместной работы.
Стол раздвигался надвое, предоставляя доступ к светильнику в рокайльной гостиной, которая находилась прямо под библиотекой. Таким образом можно было легко поменять лампы.
Из кабинета Алексея Викуловича мы попадаем в ту самую рокайльную гостиную со стеклянным плафоном на потолке, украшенном золоченой резьбой. В ней сохранился камин из натуральной яшмы, два зеркала, расположенных друг напротив друга для зрительного увеличения пространства, небольшой диванчик, а также гобелены на стенах, которые приобретал во Франции сам Викула Елисеевич.
Справа от входа находятся еще два помещения, выполненные Шехтелем – русская и английская столовые. Сначала мы попадаем в столовую в русском стиле, обильно декорированную лепниной. Кружевной потолок выглядит очень изящно. Но особое внимание приковывает к себе печь, которая отделана росписным гипсом, вместо привычных нам изразцов.
Столовая в английском стиле украшают деревянные панели на стенах, а кессоный потолок, также расписанный под дерево, венчают шахматные ферзи. Почти во всех помещениях сохранился родной паркет, но состояние его печальное.
Увидеть интерьеры второго этажа можно в этой статье: