Продолжая рассказ об особняке Морозова в Подсосенском переулке, показываю интерьеры парадных залов второго этажа.
Начало можно посмотреть здесь:
Интерьеры второго этажа относятся к моменту постройки дома (1879 год) и принадлежат авторству Михаила Чичагова. Здесь помещения выдержаны в стиле эклектики, как и фасад здания, также спроектированный Чичаговым.
Кстати, парадная мраморная лестница тоже не подверглась изменениям при переделке нижнего этажа. Поднявшись по ее широким ступеням, мы попадаем в холл, богато декорированный росписями. Расписаны не только стены, но и потолок – очень высокий и потрясающе красивый.
Из холла можно попасть в парадную гостиную, танцевальный зал и музыкальную гостиную (три этих помещения образуют анфиладу), а также выйти на балкон, поддерживаемый атлантами с фасада.
Стены музыкальной гостиной изящно украшены лепными музыкальными инструментами. О назначении этой комнаты, думаю, говорить не стоит.
В зале напротив располагалась просто гостиная, уже не музыкальная. Она обильно декорирована лепниной с растительными орнаментами. Сохранился и мраморный камин с зеркалом и отделкой под стать лепнине. Морозов размещал здесь свои коллекции русского фарфора. Он не просто хранил экспонаты в своем доме, а составил полное описание более чем 2600 предметов коллекции в каталоге, размещая экспонаты в хронологическом порядке, сгруппировав их по заводам-производителям. Помимо фарфора он покупал иконы и гравюры. Вот что говорил о своем увлечении сам Алексей Викулович:
Я задался мыслью превратить свой обширный особняк, в котором я жил одиноким холостяком, в музей и завещать его городу Москве как музей моего имени. Устройство музея в особняке... стало главным делом второй половины моей жизни. Моя судьба неразрывно связалась с моими собраниями, я ими жил, в них был смысл моего существования.
После революции в особняке открыли музей, а бывший хозяин стал пожизненным хранителем коллекций. Думаю, не таким путем Морозов хотел передать свои коллекции городу. Но все же судьба оказалась к нему более благосклонна, чем к другим зажиточным домовладельцам того времени: особняк не подвергся уплотнению, Алексей Викулович скромно занимал в нем две комнаты, продолжая заниматься любимым делом - описанием экспонатов и ведением экскурсий для посетителей.