Найти в Дзене

Кто такой «homo socialis-spiritualis» и что из этого следует лично для Вас.

Духовность - это в первую очередь, внутренний мир человека. Но его бы никогда не возникло без коллективной духовности, без духовной сферы общества.
Духовность - это в первую очередь, внутренний мир человека. Но его бы никогда не возникло без коллективной духовности, без духовной сферы общества.

Духовная сфера жизни общества часто отождествляется с общественным сознанием, но такое отождествление теоретически неправомерно и методологически не продуктивно. Безусловно, между общественным сознанием и духовной подсистемой общества существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что духовная культура общества является продуктом общественного сознания (наука – продуктом научного сознания, религия – продуктом религиозного сознания и т.д.), его производной. Но при этом структура и формы общественного сознания не совпадают со структурой и формами духовной культуры. К последним традиционно относят науку, философию, искусство, спорт, мораль, право, политику, идеологию, религию. Иногда в качестве отдельной формы выделяют образование. На наш взгляд, это тоже не верно. Образование человек получает через науку, искусство, мораль, религию, т.е. через формы духовной культуры. Причем связь здесь двухсторонняя: к науке, искусству, религии человек приобщается как раз через образование. Но именно поэтому, образование неправомерно рассматривать отдельно от других форм и выделять в качестве самостоятельной формы духовной культуры, а правомерно рассматривать в качестве средства передачи духовного опыта и всех форм духовной культуры от одних поколений – другим.

Иногда спорт рассматривают как физическую культуру, но, на наш взгляд, к физической культуре (культуре тела) могут быть отнесены только сами физические упражнения, но спорт, как более широкое явление, включающее в себя различные аспекты, в т.ч. аспект зрелищности, развлекательности, безусловно, должен быть отнесён к духовной культуре.

Выделение политики, как формы духовной культуры тоже создаёт некоторое методологическое противоречие, поскольку политическая подсистема общества выделяется отдельно от духовной подсистемы,

но политика довольно часто рассматривается как форма духовной культуры. Это противоречие может быть разрешено, во-первых, указанием на тесную взаимосвязь всех подсистем общества, условность границы между ними, а, во-вторых, в отдельную сферу могут быть выделены, в первую очередь, политические институты, организации, объединения, а к духовной отнесены: политическое сознание, политическая культура, политическая идеология, политический менталитет и т.п.

Иногда эти же формы (науку, искусство, религию) рассматривают и как формы общественного сознания, таким образом, не делая различий между духовной культурой и общественным сознанием. Но, как справедливо указывает В.Л. Калашников, формы общественного сознания следует различать: 1) по содержанию тех общественных отношений, которые отражаются в сознании; 2) по форме отражения; 3) по особенностям их развития; 4) по характеру и содержанию определенной сферы социальной деятельности; 5) по социальным функциям; 6) по соотношению идеологических, социально-психологических и познавательных моментов. При таком подходе логично отнести к видам (специфическим формам) общественного сознания национальное, общечеловеческое, экологическое, педагогическое и др. (см. Калашников В.Л. Славянская цивилизация / В.Л. Калашников. – М.: Изд-во МИНРО, 2003.).

Общественное сознание, будучи социальным явлением, тем не менее, производно от индивидуального сознания как духовного явления (хотя связь здесь, безусловно, двусторонняя и индивидуальное сознание тоже производно от общественного сознания, здесь мы видим диалектический взаимопереход одного в другое). Точно так же и духовная подсистема общества, будучи социальным явлением производна от внутреннего духовного мира человека как духовного явления (хотя здесь мы тоже видим диалектический взаимопереход социального в духовное и духовного в социальное). С одной стороны, существует «коллективная духовность» о которой пишет Д.В. Полежаев и другие исследователи (см. Полежаев Д.В. Русский менталитет: социально-философское осмысление / Д.В. Полежаев. − Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. ), с другой – «индивидуальная духовность». Первая является в большей мере социальным, а не духовным явлением, а вторая – собственно духовным.

Что такое духовное развитие личности, как его понимать и осуществлять практически
Аркадий Туман-Никифоров17 мая 2022

Коллективная духовность, являющаяся достоянием многих и поэтому вырабатывающая нормы и ценности, которыми индивидуальная духовность противостоит. Коллективная духовность лишена энергии индивидуального переживания (рефлексии, выбора, сомнения и др.), поскольку конституируема «общим» [см. там же]. Отсюда следует, что духовную составляющую сущности человека можно понимать в двух смыслах: во-первых, наряду с экономической, политико-правовой и коммунальной (социальной, коммунитарной) составляющими – как грани его социальной составляющей, социального аспекта его личности и сущности;

Что такое социальное развитие личности, и как оно должно выглядеть на практике.
Аркадий Туман-Никифоров13 мая 2022

во-вторых, наряду с биологической и социальной составляющими как самостоятельную составляющую, как духовный аспект его личности и сущности.

В первом значении понятия «духовная составляющая», «духовность» тесно взаимосвязаны с духовной сферой (духовной подсистемой) общества.

Как пишут многие исследователи - это самая возвышенная сфера жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ – дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утончёнными и синтетичными; здесь развёртывается производство идей – этих уникальных творений человеческого духа; здесь в значительной мере происходит их потребление. Возвышенной является духовная сфера жизни общества и в плане генетическом: будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование социума как такового. Именно выделение умственного труда было завершающим актом в процессе общественного разделения труда. Возникнув как подсистема социума, духовная жизнь достроила социум доверху.

Однако, духовная сфера общества – это не только деятельность, связанная с умственным трудом, с познанием действительности. Важным видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения духовной культуры общества. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, которая может осуществляться и в семье, и в школе, и в вузе, и в трудовом коллективе. Результатом этой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит и обогащение духовной жизни общества.

Итак, духовная составляющая социального аспекта сущности человека (homo socialis-spiritualis, не путать с homo spiritualis, как с духовным аспектом сущности человека) - это его ценностная ориентация, его общекультурный уровень, его образованность, его личное участие (степень его личного участия) в продуцировании, воспроизводстве и ретрансляции традиций, норм, правил и других культурных ценностей и норм. Когда человек выступает как творец, носитель, продуцент и потребитель духовных ценностей и духовной культуры – тогда он реализует духовный аспект своей социальной сущности.

Разумеется, оба значения понятия «духовная составляющая человека» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Внутренний духовный мир человека является продуктом духовной культуры общества, но, одновременно, духовная культура является продуктом духовного производства (духовной деятельности), которая невозможна без внутреннего, духовного мира человека, без его индивидуальных: сознания, души и духа.

А что же из всего этого следует лично для Вас? Во-первых, развивайте свой внутренний мир. Больше читайте, слушайте музыку, ходите в театр и т.п. Всё это очень полезно для личностного развития. Но и здесь важно соблюдать меру. Помните, что это только один из аспектов личностного развития, и он не должен и не может заменять все остальные аспекты. Поэтому старайтесь развиваться гармонично.

Подробнее см. здесь:

Во-вторых, старайтесь передать духовные ценности, как можно большему количеству людей, участвуйте в духовном совершенствовании общества.

В-третьих, занимайтесь духовным творчеством: научным, художественным и т.д. Не обязательно профессиональным, но хотя бы любительским. Рисуйте, играйте на гитаре и других музыкальных инструментах, сочиняйте стихи и истории, лепите, вырезайте, клейте и т.д. Всё это очень полезно для развития внутреннего, духовного мира и Вашей личности в целом. Как пишет И.В. Бестужев-Лада: "Важно отметить еще и такую деталь: последняя неграмотная баба, умевшая петь, рассказывать сказки, вышивать, плясать, конструировать интерьер своего жилища всегда была намного выше по уровню культуры любого сановника с высшим образованием, который не умел ни того, ни другого, ни пятого, ни десятого. Ибо она была творцом, деятелем культуры, а он — всего лишь пассивным потребителем, “аудиторией”. Особо подчеркнем, что при таком положении вещей к деятелям, производителям культуры в той или иной степени относилось подавляющее большинство населения, а к совершенно пассивным потребителям — сравнительное меньшинство" (Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998, с. 285).

Ну а если Вам повезло и это Ваша работа (Професьон де фуа (profession de foi), как говорят французы😄), то старайтесь выполнять её как можно лучше. Помните, что именно на Вас лежит ответственность за преодоление того глубокого духовного кризиса, в котором оказалось всё современное человечество и от преодоления которого, в конечном итоге зависит всё дальнейшее существование человечества. Сегодня, когда с особой остротой встал вопрос быть или не быть человечеству вообще, особенно возрастает роль и значение духовного развития человека и общества. Усиливающиеся деструктивные явления ещё раз показали необходимость очеловечивания человека. Дефицит духовности оборачивается преступлениями против человека и общества.

Подробнее см. здесь:

Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум Идеала

Но не только на профессионалах духовной сферы, но и на каждом из нас лежит такая ответственность. Выражаясь языком эзотерики "Старайтесь культивировать в себе Свет и подавлять Тьму". Говоря более научным языком, занимайтесь духовным развитием своей личности, социальным развитием своей личности и прочим развитием своей личности. Помните "Выбирая себя, человек выбирает и всё человечество, так что выбор, не только его личное дело!" (Ж. П. Сартр).

В Добрый Путь!