Найти тему

Кто такой «homo рoliticus» и что из этого следует лично для Вас.

Политическое участие, политическая культура и политическое сознание.
Политическое участие, политическая культура и политическое сознание.

Политическая (политико-правовая) сфера общественной жизни связана с управлением обществом и с борьбой за власть. Последнее является важной составной частью первого, т.к. управление (особенно, политическое управление) невозможно без власти, т.е. без возможности управлять другими людьми, оказывать на них влияние (в данном случае, без политической власти, т.е. возможности управлять подданными целого государства или хотя бы значительной частью этих подданных в рамках определённой административной единицы (территориальной или какой-либо другой)). Ещё Аристотель определял человека как «политическое животное», причём эту известную фразу можно трактовать в двух смыслах: в широком смысле, как способность и стремление человека к организации и самоорганизации, управлению и самоуправлению, и в узком смысле, как необходимость наличия государственно-правовой структуры общества в качестве непременного условия организации всей человеческой жизнедеятельности.

Но в любом случае политическая составляющая является не только важной составляющей самого социума, но и важной составляющей социального аспекта сущности человека. Живя в обществе невозможно находиться «вне политики». Даже если человек совершенно не интересуется политикой и ведёт достаточно аполитичный образ жизни, всё равно, сам этот образ жизни и всё, что из него вытекает, определенным образом отражается именно на политической обстановке в обществе, может быть «на руку» одним, и не «на руку» другим политическим силам. Аполитичной массой легче управлять, из них легче сделать всё, что угодно, им легче навязать свою волю. А вот если масса достаточно политизирована, то она сама стремится разделить функции управления обществом с профессиональными политиками и государственными деятелями, стремится управлять политиками.

Отсюда следуют две основные модели взаимодействия общества (граждан) и государства: неучастие граждан в управлении обществом (тоталитаризм) и участие (гражданское общество). В первом случае государство управляет гражданами, во втором – граждане – государством. Тоталитарный режим нуждается в аполитичных гражданах, а гражданское общество – в политически зрелых, обладающих высоким уровнем политической культуры, политической активности и политического сознания и самосознания. Как известно, при тоталитаризме происходит нивелировка личностей. Так, под катком сталинизма и прессом репрессий человеческое Я оказалось на последнем месте в нашем народном сознании, хотя в древнерусском языке Я не было последней буквой: ведь алфавит начинался с Аз – Я. В либерально-демократическом обществе идея прав человека (как гражданина) чрезвычайно дорога для каждого. Не следует отделять судьбу народа от судьбы отдельного человека, развитие государства – от совершенствования каждого из тех, на ком строится государство, кем оно подпирается и из кого состоит. За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людям приходится расплачиваться всеми бедствиями командно-административного управления. Если же сознательно-волевого начала в избытке, то возможна организация гражданского самоуправления и гражданского общества, в котором граждане должны осуществлять свою власть над президентами, министрами, депутатами, губернаторами и т.д., и тем самым участвовать в управлении государством.

Таким образом, политическая (политико-правовая) составляющая социального аспекта сущности человека это его политическая принадлежность, выражение его как субъекта политических и правовых отношений, степень участия в управлении обществом, в решении общественных (государственных) дел, в борьбе за власть (в качестве самостоятельной единицы или в качестве поддержки какого-либо лица). Когда человек стремится реализовать своё право на управление обществом (либо через карьеру официального, государственного чиновника, либо через институты гражданского общества) – тогда он реализует политический аспект своей социальной сущности.

Ну а что из всего этого следует лично для Вас? Если Вы не будете участвовать в политике - политика будет иметь Вас! Не хотите, чтобы Вас имели, да ещё в извращённой форме? Тогда всё зависит только от вас! Следует сознательно и целеустремлённо стремится участвовать в политической деятельности на стороне конструктивных сил. Формы участия могут быть самые разные - членство в политической партии или в какой-то другой общественной организации, волонтёрская деятельность через институты гражданского общества, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках и других легальных формах политической борьбы (нелегальные оставим на крайний случай). Но для этого Вам понадобятся высокий уровень политического сознания и политической культуры иначе Вас могут умело использовать деструктивные силы.

В Добрый Путь!