Найти в Дзене
Ольга Иорданская N5020622247

Русский капитан Немо.

Когда Жуль Верн написал и выпустил свою книгу о Наутилусе Беклемишеву Михаилу Николаевичу было 12 лет. А в 60 лет он уже работал над подводным боевым флотом.

Род Беклемишевых очень древний. Москворецкая башня Кремля носит ещё одно название Беклемишевская.

 Так как в 1525 году ратные люди князя Василия Ивановича отрубили голову Ивану Беклемишеву прямо напротив башни на берегу реки, за то что дерзские слова говорил против Государя.

Род Беклемишевых давал России и стольников и дипломатов, воевод и полковников.

Даже два знаменитых полководца, спасители России: Пожарский и Кутузов по материнской линии были из рода Беклемишевых.

Когда появилась первая подводная лодка никто не знает, первый раз о ней упоминается при Александре Македонском. 

Но это была просто стеклянная бочка.

Кто только не изобретал подводную лодку: монахи, фотографы, преступники, серьезные инженера и люди без образования.

И вот за дело в России взялись два профессионала Беклемишев ( ему было уже за 40) и молодой Бубнов.

Разработка подводной лодки велась в глубокой тайне.

До 1900 года ни одна страна мира не имела подводный флот. Но уже в начале 20 го века все развитые страны наперебой стали изобретать свои подводные лодки. Америка, Франция, Германия, Италия...

Не отставала от них и Россия. Прежде чем взяться за работу Беклемишев, тогда ещё мало кому известный преподаватель кроншдатских минных классов, поехал исследовать строительство подводных лодок в те страны, где строительство уже набрало огромные темпы.

Поэтому при разработке русской подводной лодки был учтён уже имеющийся опыт.

Подводная лодка по документам проходила как миноносец 113, а затем изменили название на миноносец "Дельфин".

Это был оригинальный проект не похожий на зарубежные аналоги. Принципы строительства затем использовали ещё лет 15.

"Дельфин" превосходил американскую лодку "Фултьон" по многим параметрам.

Погружался глубже на 20 метров, был более быстроходным, вооружен был в 2 раза мощнее.

Единственно в чем уступал, в дальности плавания.

А дальше пошли: "Касатка", "Скат", "Налим", "Макрель".

Русский флот зарождался на Тихом океане.

И именно благодаря первым русским подводным лодкам японцы не посмели сунуться во Владивосток.

И все таки первой подводной лодкой был "Дельфин".

Беклемишев первым погрузился на своей субмарине, а потом возглавил первый экипаж добровольцев.

17 раз погружался "Дельфин" и 18 раз стал роковым. Беклемишеву пришлось уехать в Кронштадт и испытания возглавил менее опытный офицер.

Из 37 человек выжило только 12.

Несмотря на это, многие уже офицеры моряки считали что за подводным флотом будущее.

Революция Беклемишева застала в Кронштадте.

Он ночевал на корабле, а когда утром вошел в кают- компанию, она оказалась пустой. Все офицеры были арестованы, кто-то уже расстрелян.

Беклемишеву было 59 лет.

Моряки не только не арестовали его, но ещё и просили сфотографироваться с ним- отцом первой русской боевой подводной лодки.

Беклемишев остался в России и продолжал служить своему делу и отечеству.

"Дельфин" проплавал без малого 15 лет и где только не бывал.

Знавал и Балтику и Тихий океан, Баренцево море и Белое.

При шторме на Кольском полуострове в 1917 году лодка получила повреждения и была разобрана. Серебряная именная табличка исчезла, может и сейчас хранится в чей-то частной коллекции.

При советской власти Беклемишев работал над радиоуправляемыми торпедными кораблями.

Современники Михаила Николаевича так и называли: русский капитан Немо.