Найти в Дзене
Майор Гром

Новый ужас для противника

Старая добрая СВД (снайперская винтовка Драгунова) уходит на пенсию. Она прослужила (и ещё немного послужит) нашей армии шесть десятилетий, также принята на вооружение более чем в 30 странах мира. На смену боевому и заслуженному ветерану идёт СВЧ (снайперская винтовка Чукавина) – новейшая разработка русских оружейников. Новинку уже опробовали в реальных боевых условиях текущего вооружённого конфликта. Отзывы снайперов – исключительно позитивные.

В мае 2023 года президент России Владимир Путин подписал Указ о награждении главного конструктора СВЧ Андрея Чукавина орденом Александра Невского. Чукавин работает начальником конструкторского бюро снайперского оружия концерна "Калашников". Именно под его руководством с 2016 года велась разработка преемницы СВД – новой русской винтовки для пехотных снайперов. Вполне справедливо, что оружие получило имя своего конструктора.

Первые образцы СВЧ армейский спецназ, действующий в зоне конфликта, получил в сентябре 2022 года. Опытная эксплуатация в боевых условиях, сбор и анализ отзывов снайперов позволил доработать винтовку. Сегодня она уже в серийном производстве ижевских оружейников и в обозримом будущем полностью заменит устаревшую СВД.

Снайперская винтовка Драгунова, принятая на вооружение Советской Армией в 1963 году, по праву считалась лучшей в своем классе. Это первая в мире самозарядная винтовка повышенной точности для армейских снайперов. Неслучайно её прозвали "неубиваемой" – не в том смысле, что из неё невозможно поразить противника (на дальности до 1000 м это было самое точное стрелковое оружие мира), а потому что она совершенно неприхотлива к ударам, падению, грязи.

Снайперская винтовка Чукавина лучше своей заслуженной предшественницы по многим параметрам.

"СВЧ превосходит старую винтовку прежде всего в эргономике", – отмечает Андрей Чукавин.

Оружейная эргономика бьётся за оптимальный баланс в сложной системе "стрелок – винтовка – поле боя". Компромисс в этой триаде найти не так просто. У снайперской винтовки Чукавина это получилось неплохо.

Во-первых, конструктивно винтовка выполнена по так называемой гардинной системе, когда верхняя её часть изготовлена из прочного металла и способна принять на себя основную нагрузку, включая ствол и оптический прицел, а нижняя, облегчённая, сделана из лёгких полимерных материалов, что позволило избежать дополнительной вибрации в районе спускового механизма.

Во-вторых, оптический прицел размещён на верхней базе таким образом, чтобы при обслуживании винтовки его не приходилось снимать (каждое снятие/постановка прицела хоть немного, но сбивает точку попадания).

В-третьих, СВЧ имеет амортизированный складывающийся приклад с возможностью регулирования его длины и высоты под индивидуальные антропометрические данный снайпера.

В-четвёртых, "флажок" предохранителя на новой винтовке двусторонний. На СВД он односторонний, чтобы поставить его в нужное положение, снайперу приходится отрывать руку от рукоятки. А в бою дорога каждая доля секунды.

В-пятых, в отличие от СВД, СВЧ имеет отделяемые складные сошки, которые регулируются по высоте и служат хорошей опорой для винтовки при стрельбе лёжа.

В-шестых, СВЧ оборудована прибором малошумной стрельбы, что заметно повышает скрытность действий снайпера – прибор приглушает звук выстрела, гасит его пламя и искры.

В-седьмых, винтовка Чукавина легче и короче винтовки Драгунова – следовательно, хорошо годится для ближнего боя, где солдату необходимы скорость и ловкость движений, а также облегчает передвижения снайпера, если ему нужно быстро покинуть "лёжку" или сменить позицию в узкой траншее.

Помимо эргономики, СВЧ имеет заметные преимущества в сугубо боевых характеристиках. Магазин, как и у СВД, рассчитан на 10 патронов. Прицельная дальность также 1000-1200 м. Однако при этом значительно улучшается кучность стрельбы – на 25-30 процентов, на дальности 100 м рассеивание пуль не превышает 30 мм. Как ни крути, но это точное попадание в грудь или голову противника.

Серийная СВЧ, поступающая на вооружение русской армии, использует стандартный отечественный патрон 7,62х54 мм R. Однако конструкторы концерна "Калашников" разработали ещё две модификации винтовки – под западные патроны 7,62х51 мм НАТО и .338 Lapua Magnum. Неплохая задумка для использования винтовки, например, в диверсионных операциях в тылу врага.

Военной и государственной тайной остаются масштабы серийного производства СВЧ, скорость, с которой новая винтовка сможет заменить в войсках СВД. В апреле прошлого года конструктор Андрей Чукавин говорил следующее:

"К концу 2023 года мы сможем сделать в несколько десятков раз больше винтовок, чем в 2022 году. А в следующем году сможем выпустить столько, сколько запросит Минобороны".

Многообещающее заявление, которое должно вдохновить русских снайперов на новые подвиги.