История Средневековья тесным образом связана с историей христианской Церкви. Во многом именно распространение христианства в качестве государственной религии сформировало европейскую цивилизацию в том виде, в котором она нам известна. Естественно, что значимая роль Церкви не могла не найти отражения в исторических источниках той эпохи, изучение которых продолжает оставаться весьма актуальным, позволяя лучше понять то значение, которое играла Церковь в средневековом обществе.
Одним из таких источников является историческая хроника Видукинда Корвейского «Деяния саксов», созданная во второй половине X века. Главной задачей автора было прославление как вообще саксонского народа, так и деяний его королей. Большинство исследователей полагают, что Видукинд был тесно связан с саксонской знатью и выступал в качестве своеобразного идеолога этой прослойки общества. Однако сам автор при этом был монахом, что не могло не вызывать определённый интерес и к церковным делам.
Представители церковной иерархии, по мнению Видукинда, вовсе не были обязаны сосредотачиваться исключительно на богословских вопросах и заниматься только делами, имеющими непосредственное отношение к религии. Историк саксонского народа полагал, что священнослужители вполне могли совмещать заботу о спасении души с занятиями политикой.
Видукинд рассказывает о многих примерах, когда епископы принимали самое активное участие в делах государственного управления. Таковым был, например, епископ Майнца Гато. Несмотря на то, что он не отличался знатностью происхождения, он обладал острым умом, который зачастую использовал не только для достижения личной выгоды, но и для пользы государства. Видукинд отмечал, что во время детства короля франков Людовика Гато заботился о благополучии страны, предотвращая разного рода разногласия и раздоры.
Впрочем, это не мешало Видукинду отметить, что далеко не всегда светская власть могла рассчитывать на то, что представители Церкви будут её сторонниками. Епископы фактически вели себя как светские феодалы, претендуя на власть над определёнными территориями. Причём находящиеся в их распоряжении владения могли занимать достаточно обширные территории. По крайне мере, про того же Гато Видукинд говорит, что у него были земли по всей Тюрингии и Саксонии. В свою очередь, светские властители могли их этих территорий лишать, как то и произошло в своё время с Гато.
Однако епископы, как и прочие феодалы, могли относиться к королю не только, как к помазаннику Божию, но и как к феодальному сеньору, которому при определённых условиях, они могли сопротивляться. В рассказе Видукинда мы можем найти упоминание о случае, когда
«архиепископы, покинув свои шатры и другое имущество, отказали ему (королю) в верности».
То, что епископы часто выступали в качестве светских правителей, во многом объяснялось тем, что зачастую они происходи из самых знатных феодальных семейств. Рассказывая о сыновьях короля Генриха, Видукинд говорит, что один из них, Бруно, выполнял одновременно обязанности, как великого герцога, так и архиепископа.
Очевидно, что уже в это время можно было встретить мнение, что подобное совмещение не пристало для духовных лиц. Однако Видукинд в данном случае стремился убедить читателей, что деятельность Бруно не является нарушением ни светских законов, ни божественных заповедей. В качестве доказательства он ссылался на примеры библейских персонажей, которые выступали в качестве священнослужителей и правителей одновременно.
При этом в произведении Видукинда можно найти упоминания, что некоторые служители Церкви злоупотребляли светской властью, пользуясь ею для расширения своего личного влияния. Видукинд рассказывал об архиепископе Фридрихе, который стремился подчинить своему влиянию сначала небольшие монастыри, а затем всё более могущественные. О том, каким влиянием могли обладать крупные церковные феодалы, может свидетельствовать фраза Видукинда: «законы против такого человека не действовали».
Нередко складывалась ситуация, когда епископы вынуждены были колебаться в той борьбе, которую короли вели со своими противниками из числа феодалов. По замечанию Видукинда, они не могли и отдалиться от короля, так как считали это опасным, но и сохранение преданности центральной власти грозило им слишком большим ущербом. Видукинд приводит слова одного из епископов, который пытался оправдаться по обвинению в измене королю:
«Он, [по его словам], оставил короля лишь из страха, так как понимал, что ему, невиновному, предъявят [необоснованные] тягчайшие обвинения».
Видукинд обращал внимание на то, что принятие христианской веры могло выступать в качестве консолидирующего фактора для разных народов. Он благосклонно отзывался о политике Карла Великого, направленной на христианизацию саксов, хотя и признавал, что порой распространение христианства происходило посредством военных походов. Однако после того как саксы приняли христианство, можно было говорить, что теперь они с франками стали
«уже [их] братьями и как бы единым [с ними] народом по христианской вере»
Христианские реликвии могли использоваться как драгоценные дары, которые должны были способствовать установлению благожелательных отношений между различными правителями. Видукинд рассказывает, как королю Генриху доставили руку святого Дионисия
«как залог вечного мира и взаимной любви».
При этом святые рассматривались в качестве покровителей, которые могли помочь не только отдельным людям, но и государствам. Видукинд рассказывал, что именно после того, как мощи святого были перенесены в Саксонию, эта держава не только избавилась от своей зависимости от франков, но и распространила своё влияние едва ли не на всю Европу. При этом именно Бог рассматривался как источник вообще любой власти, Подводя итоги правления короля Генриха, Видукинд писал, что тот получил державу не в наследство от предков, а благодаря личным усилиям и помощи Бога.
При этом непосредственное получение королевской власти освящалось именно Церковью. Говоря об избрании после смерти короля Генриха новым правителем его сына, Видукинд описывает участие в выборах знатных феодалов. Однако заключительная часть церемонии проводилась архиепископом. Именно он объявил об избрании молодого человека королём. Архиепископ вручал королю меч и напутствовал его словами:
«Прими этот меч и сокруши им всех противников Христа, варваров и плохих христиан».
Подчёркивалось, что король обязан заботиться о сохранении мира среди всех христианских народов.
Такая сакрализация королевской власти приводила к тому, что покушение на королевскую жизнь рассматривалось Видукиндом не просто как преступлении, а как святотатство. Сопротивление королю рассматривалось как сопротивление власти самого Бога. Когда один из сыновей короля Генриха выступил против своего родителя, то тот, якобы произнёс следующие слова:
«Когда ты воюешь против господина и своего отца, ты выступаешь тем самым против бога».
Отзываясь о людях, которые перешли на сторону короля в его борьбе с мятежниками, Видукинд подчёркивал, что они таким образом связали себя не только с королём, но и с Богом.
Средневековая Европа в описываемые Видукиндом времена подвергалась набегам венгров, которые к тому времени ещё вели кочевой образ жизни и оставались язычниками. По мнению историка, именно помощь со стороны Бога способствовала победе христианских правителей над варварами. Видукинд упоминает о том, что непосредственно перед битвой в войске саксов совершались христианские таинства. Победа над венграми приписывалась не только силе оружия, но и помощи со стороны высших сил. Видукинд рассказывает о том воодушевляющем влиянии, которое оказывало ан воинов знамя с изображением архангела. Надежда на помощь свыше присутствовала и во время битв со славянскими племенами.
Именно апелляция к христианской вере могла стать основанием для необходимости борьбы с язычниками, например аварами. Видукинд приводил в своём сочинении речь короля Генриха, который жаловался на то, что ради выплаты дани кочевникам он вынужден даже «обирать церкви и церковнослужителей». Король убеждал саксов, что вместо того, чтобы отдавать эти сокровища язычникам, которых он называл «врагами Бога», их лучше было бы употребить по прямому назначению – для совершения богослужений со всей подобающей торжественностью.
На основании произведения Видукинда можно предположить, что распространение христианства и влияния Церкви способствовало определённой гуманизации нравов. Феодалы, включая королей, вынуждены были ориентироваться именно на христианский образец, который предполагал любовь к ближнему, помощь слабым и бедным. Видукинд рассказывал о том, что король Генрих после победы над венграми предназначенную для них дань
«употребил на богоугодные дела, определив, что она должна послужить для щедрой раздачи бедным».
Тема милосердия и щедрости звучала и в речи архиепископа, которая сопровождала вступление на престол нового короля. Предполагалось, что именно церковь учит светских властителей проявлять великодушие ко всем своим подданным. Архиепископ наставлял короля
«протягивать руку милосердия прежде всего слугам божьим, вдовам и сиротам».
Щедрость считалась отличительной чертой не только светских, но и церковных феодалов.
У Видукинда можно найти случаи, когда именно представители духовенства вступались перед королём за тех, кто нарушил закон и должен был понести наказание.
Роль Церкви могла быть велика в распространении грамотности. Причём она могла быть доступна и женщинам, происходившим из знатных семейств. Вот что писал Видукинд про мать германского императора Матильду:
«Всех домашних слуг и служанок она обучала различным искусствам, а также грамоте, ибо и сама знала грамоту».
Очевидно, что Церковь заботилась о строительстве и ремонте храмов, при этом способствуя созданию архитектурных шедевров. Другой архиепископ Фридрих восстановил Фульдский монастырь после пожара и, по замечанию Видукинда, сделал его ещё более украшенным.
Большое значение, по мнению Видукинда, Церковь сыграла в распространении среди населения христианской веры. Так как большинство людей было неграмотными, то особое значение имело произнесение проповедей. При этом священнослужители готовы были даже рисковать собственной жизнью, чтобы убедить язычников в истинности христианской веры. Видукинд приводит рассказ об одном клирике по имени Попо, впоследствии ставший епископом. Он убедил датчан принять христианство и отказаться от служения идолам, для чего ему пришлось пройти испытание, пронеся в руке кусок раскалённого железа.
Очевидно, что нормы христианского поведения достаточно широко распространились в феодальном обществе, по крайне мере в среде аристократии, которую преимущественно и описывает Видукинд. Это касалось и внешних проявлений благочестия. Так даже король Генрих Баварский соблюдал установленные Церковью посты. Такой строгостью в соблюдении церковных уставов отличались и архиепископы, по крайней мере, Видукинд говорит об этом, как о распространённом обычае.
Хотя Видукинд большее внимание уделяет не церковным, а светским делам, он всё же не обошёл своим внимание вопрос о монашестве и той роли, которую оно должно было играть в обществе. Видукинд рассказывает о своеобразном гонении на монахов, которое было поддержано даже частью епископов, которые полагали, что монашество не должно быть массовым явлением. В монахи должны были идти только те, кто готов был полностью отрешиться от мирских дел. Возможно епископы опасались того влияния, которое могли приобретать наиболее крупные и известные монастыри. Сам Видукинд достаточно скептически относился к идее ограничения монашества.