Ренессанс – великая культурно-историческая эпоха, подарившая миру множество выдающихся произведений изобразительного искусства. Живопись Возрождения тяготела к природе, анатомии, реалистичной передаче света, объема и композиции. Именно тогда художники начинают использовать фоновый пейзаж, как элемент сюжета. Прекрасным примером этих новых художественных приемов могут служить фрески Рафаэля Санти. Одну из них, под названием «Парнас», мы рассмотрим сегодня.
Рафаэль Санти – итальянский художник и архитектор, вместе с Леонардо да Винчи и Микеланджело входящий в триаду великих мастеров Высокого Возрождения. В 1508 – 1517 гг. он, вместе со своими учениками, расписывал четыре комнаты резиденции папы римского – Ватиканского дворца. Первая из них – Станца делла Сеньятура («Зал указов»), была украшена четырьмя большими фресками посвященными различным сторонам духовной деятельности человека. Так «Афинская школа» олицетворяет Философию, «Диспут» – Теологию, «Мудрость, умеренность и сила» – Правосудие, а «Парнас» – Поэзию.
«Парнас» – огромная фреска, то есть роспись водяными красками по сырой штукатурке. Ее Рафаэль рисовал второй, после «Диспуты» и перед «Афинской школой», трудясь над ней в период с 1509 до 1511 года. Фреска выполнена над окном в восточной стене комнаты, имеет сложную полукруглую форму и ширину до 6,7 м!
По сути «Парнас» Рафаэля представляет собой аллегорию поэзии. В центре композиции изображен Аполлон – древнегреческий бог света, покровитель искусств и предводитель муз. Восседая под сенью лавровых деревьев, он играет на подобном скрипке инструменте – лире да браччо. Справа от Аполлона сидит Эрато – муза любовной поэзии, а по левую руку Каллиопа – муза эпической поэзии.
Остальные из девяти муз также присутствуют на фреске, наряду с девятью античными поэтами и девятью поэтами новой эпохи. Не всех из них удалось опознать, но на фреске определенно изображены древнегреческие поэтессы Сапфо и Коринна, легендарный Гомер, древнеримские поэты Овидий, Гораций и Вергилий, великий Данте.
Над композицией «Поэзии» размещено овальное украшение (медальон) с изображением крылатой фигуры в лавровом венке, возможно музы. По ее бокам парят крылатые мальчики (путти), держащие таблички с девизом поэзии из «Энеиды» Вергилия – «Numine Afflatur» («Свыше вдохновляется»). Это согласуется с пониманием поэзии в эпоху Ренессанса как «божественного слова», искусства вдохновленного свыше.
Историк искусства Макс Дворжак отмечает, что четыре фрески Рафаэля обладают связным единством. Они соотносятся с дисциплинами, преподаваемыми в университетах той эпохи: богословием, юриспруденцией и философией, а также поэзией, о которой часто забывали, но которую не упустил Рафаэль.
Отношение среди теоретиков искусства и любителей живописи к работе Рафаэля неоднозначное. Пока одни считают «Парнас» выдающимся произведением римского классицизма XVI века, другие критикуют его за неубедительные образы и сомнительную композицию. Однако даже если «Поэзия» и не самое лучшее произведение Рафаэля Санти, в ней все равно нашел отражение его выдающийся и многогранный талант.
|Справка| Полное название картины – «Парнас» (Il Parnaso). Автор – Рафаэль Санти (Raffaello Sanzio). Техника – фреска. Жанр – мифологический сюжет. Стиль – римский классицизм XVI века. Дата создания – 1509-1511 г. Материалы: водяные краски, штукатурка. Ширина: 670 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!