Из афганской песни слов не выкинешь—характер у Востротина ого-го, да и фамилия говорящая, настоящая, командирская: вроде как, глаз востёр, быстр и скор...
Тексты тогдашних репортажей намеренно лишены претензий на «художественность» - их ценность в том, что они передают документ времени. Это позволяет представить трагический и героический период в истории Афганистана и Советского Союза. К сожалению память стирает у нынешнего поколения быстротекущее время.
Вчера нам сообщили, что Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу при выполнении интернационального долга подполковнику В. Востротину присвоено звание Героя Советского Союза.
Он служит в Воздушно-десантных войсках, награжден орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. (ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ "ПРАВДЫ").
Бой у высоты 3234 стал одним из наиболее героических и трагических эпизодов Афганской войны. Тридцать пять лет назад рота десантников вступила в неравную схватку с численно превосходящими силами душманов. Вокруг этого потом возникло немало мифов. О том, как все было в реальности Валерий Востротин рассказал нам в красках. Фрагмент интервью можно посмотреть по ссылке:
Магистраль
Командование привлекло к операции 5600 военнослужащих. Особую роль в последующих событиях сыграли 1-й и 3-й батальоны 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка (345-й опдп). "Крылатой пехоте" поставили задачу взять под контроль господствующие высоты вдоль стратегически важной трассы между городами Гардез и Хост.
Третий батальон действовал в непосредственной близости от афгано-пакистанской границы. Восьмой и девятой роте приказали занять несколько рубежей противника, с которых корректировали огонь артиллерии. В том числе — две безымянные высоты, отмеченные на картах как 3234 и 3228. Оттуда трасса просматривалась на 20-30 километров.
Десантники взяли обе позиции 27-28 декабря 1987-го. Командир 345-го опдп Валерий Востротин сосредоточил все три взвода девятой роты на высоте 3234 как тактически наиболее значимой.
О самом бое можно прочитать подробно в интернете, но хочется остановиться на казусе в подаче информации Фёдором Бондарчуком в его фильме "9 рота".
Режиссер Бондарчук, экранизировавший эту историю в 2006-м, о многом сознательно умолчал, сместив акцент на модный тогда тренд, что десантников девятой роты якобы забыли в горах. На самом же деле командование 345-го полка наблюдало за боем с соседней высоты. В критический момент к роте пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона — 12 человек под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова с боеприпасами, медикаментами и водой. Устойчивую связи с подразделением обеспечивал самолет-ретранслятор, барражировавший над районом боевых действий.
Через несколько дней патрулирующий ближайшие ущелья штурмовик Су-25 засек внизу вращающиеся огни. Это были пакистанские вертолеты, пытавшиеся эвакуировать раненых боевиков. Советские войска нанесли по их позициям массированный удар артиллерии. Из ущелья три дня поднимался густой черный дым. В осажденный Хост выдвинулись первые автомобильные колонны. Задача была выполнена.
Стоит признать, что автор этого блога сам был участником операции "Магистраль" и во время боя 9 роты находился в районе перевала Сатэ-Кандав, что в непосредственной географической близости к описываемым событиям. Мой друг Вадик Волков погиб 2 января 1988 года. Земля ему пухом.
Помощь - СБ: 2202 2067 6457 1027 EVGENY BARKANOV
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "Афганистан - наша боль". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.