В Северной Корее есть своя “маленькая Швейцария”. Это фешенебельный горнолыжный курорт на перевале Масик, открытый в 2013 году. Автору довелось побывать там в январе 2020 года, прямо перед тотальным закрытием страны в связи с пандемией. Рассказываю, как в КНДР появился горнолыжный курорт мирового уровня, и показываю, как он выглядит.
Дорога на Масикрён
Чтобы добраться до самого экзотического горнолыжного курорта в мире, нужно проехать по так называемому “скоростному шоссе” от Пхеньяна до Вонсана. На деле это дорога из бетонных блоков среди горных склонов, покрытых кривыми дальневосточными соснами. Красиво, но потряхивает неприятно. Кстати, любая поверхность, где человеку под силу пройти без альпинистского снаряжения, занята под посевы.
Через три с половиной часа после отъезда из столицы покрытие превращается в ровный асфальт: здесь поворот на курорт «Перевал Масик».
Альпы – неслучайное сравнение. Ким Чен Ын видел их в Швейцарии, когда учился несколько лет в школе в Кёнице, под Берном.
Северокорейский люкс
Возведение Масикрёна было настоящей национальной стройкой, и заняло оно меньше года! За это время построили спуски протяженностью от 682 до 5091 м и два корпуса гостиницы с бассейном, фитнес-залами и ресторанами. Один из них, кстати, сделан в стиле горной пещеры. По площади Масикрён в четыре раза больше самого крупного аналогичного курорта Южной Кореи Ёнпхён.
Отель напоминает многоступенчатую пирамиду майя. Фойе отделано под дерево, горит искусственный камин. Интерьер производит максимально приятное впечатление. Гостей встречает сотрудник с уложенными гелем волосами и галстуком-бабочкой.
В номере — идеально чистое постельное бельё, вид на снующие фуникулёры и корейцев на арендованных лыжах и сноубордах. Горячая вода и электричество подаются здесь без перебоев, хотя последние 30 лет, после распада Советского Союза, вся КНДР живёт в режиме хронической нехватки электроэнергии.
К слову, не так просто развивать премиальный туризм в стране, много лет находящейся под санкциями из-за испытаний ядерного оружия. Так, купить горнолыжный подъёмник у швейцарских, французских или австрийских компаний было невозможно: он считается предметом роскоши, а их в страну запрещено ввозить с 2006 года по решению Совета безопасности ООН. В итоге на курорте работает подержанный австрийский фуникулёр, купленный в Китае через посредников.
Щепотка северокорейского настроения
«Перевал Масик» напоминает Швейцарию до тех пор, пока не выйдешь из гостиницы и не услышишь песню, доносящуюся из динамиков:
«Шторму в суровый час
Путь ты преградил.
Ты дал нам веру в нас,
Вождь наш Ким Чен Ир!..»
На огромном экране рядом со спуском круглолицые девушки в костюмах морячек и с красной помадой на губах приплясывают и поют: «Товарищ Ким Чен Ын — наша судьба, не можем жить без него». Это «Моранбон» — главная поп-группа страны. За спинами девушек — стройные ряды военного хора в форме цвета хаки.
Сколько стоит удовольствие
На курорт можно приезжать абсолютно неподготовленным. На прокат дадут лыжи, палки, очки, шлемы, ботинки, костюмы, перчатки и прочее. Аренда снаряжения стоит около $20 на полдня. Столько же – подъемник.
Одна ночь в двухместном номере стоила 150 евро.
Кофе в номер, согласно прейскуранту, - $1,2, круасан - $1,9, спагетти - $7,8, северокорейское пиво "Тэдонган" - $2,8. Цены однозначно ниже, чем в Сочи и тем более на южнокорейских курортах.