Во время холодной войны мир военной и коммерческой авиации был областью, в которой США и СССР пытались превзойти друг друга. В период с 1946 по 1991 год шло состязание по созданию быстрых и малозаметных самолетов. Издание AeroXplorer еще раз о состязании мировых систем. Ссылка на оригинал в конце статьи
Постоянно нависающая угроза технологического отставания стимулировала развитие авиационной промышленности по обе стороны "Железного занавеса". Одним из самых ярких примеров этого соперничества времен холодной войны была гонка за первенство в сверхзвуковых авиаперевозках.
Шпионы, Concorde и Запад
В западном мире толчок к разработке сверхзвукового пассажирского авиалайнера был, как и многие идеи, вызван возможной прибылью, которую можно было бы получить от использования новых возможностей. Многие аэрокосмические компании разрабатывали проекты сверхзвукового авиалайнера, но только одна из множества идей была успешно реализована.
Видя преимущества, которые может принести создание сверхзвукового авиалайнера, правительства Великобритании и Франции встретились в ноябре 1962 года, чтобы подписать договор, предусматривающий финансирование и механизмы взаимодействия по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера. Concorde был разработан и построен партнерством французской аэрокосмической компании Aerospatiale и британской BAE Systems.
Тогда были времена Холодной войны и СССР намеревался превзойти Запад и его технологические достижения любыми средствами, включая шпионаж. Во время разработки Concorde было украдено и тайно передано советским инженерам множество документов. Среди них, были проекты двигателей Concorde Rolls Royce Olympus 593. В двухсерийном фильме "Конкорд: Гонка за сверхзвуком" очень подробно описывается, как советский шпион по прозвищу Agent Ace... передал 90 тыс. страниц секретных документов СССР в 1970-х годах.
Сходства Ту-144 и Concorde
Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, и после его презентации многие заметили сходство между Ту-144 и Concorde. Это сходство во внешнем виде и конструкции Ту-144 было прямым следствием украденных западных документов, которые СССР использовал при проектировании своего авиалайнера. У Ту-144 были такие же опускающийся нос, треугольное крыло, фюзеляж и даже конструкция двигателя, как у Concorde.
Эти сходства привели к тому, что западные СМИ назвали самолет "Конкордский". Однако внешнее сходство двух самолетов не означало, что они были похожи конструктивно. В то время как Concorde мог двигаться на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, Ту-144 приходилось постоянно включать форсажные камеры своих двигателей для поддержания сверхзвукового полета, что значительно сокращало дальность его полета по сравнению с Concorde.
Технические проблемы
Разработка Ту-144 шла чрезвычайно быстро из-за желания Советского Союза запустить самолет раньше Запада, и, хотя цель была достигнута, при проектировании были принесены значительные жертвы. Во время первого пассажирского рейса "Аэрофлота" у Ту-144 возникли проблемы. На протяжении всего срока эксплуатации самолета проблемы в воздухе варьировались от чрезмерного шума в салоне до сбоев в бортовых системах и невозможности отключения сигнализации в кабине пилотов.
25 января 1978 года у Ту-144 "Аэрофлота", выполнявшего рейс Москва-Алма-Ата, произошли множественные сбои бортовых систем перед выруливанием на взлет. На борту самолета находилось множество иностранных журналистов и других важных иностранных персон. Но вместо отмены рейса (самый безопасный вариант) советские официальные лица разрешили самолету взлететь.
После взлета в кабине пилотов сработала сигнализация. Пилоты не могли ее выключить и она ревела весь полет. Кризисный центр завода поддерживал связь с пилотами и предположил, что части шасси не выйдут при посадке. Нт этого не произошло, и самолет приземлился без происшествий.
Шум в салоне Ту-144 был настолько громким, что иностранным журналистам пришлось общаться через записки на салфетках. Журналисты также отметили, насколько тесной была кабина Ту-144 по сравнению с его западным аналогом.
Многочисленные аварии со смертельным исходом
Технические проблемы Ту-144 проявились в полной мере на Парижском авиасалоне 1973 года. Выполняя показательный полёт, самолет на глазах 250 тысяч зрителей внезапно перешёл в пикирование, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и рухнул на находившиеся под ним жилые районы городка Гуссенвиль в 6 км от аэропорта Ле-Бурже. В катастрофе погибли 14 человек — все 6 членов экипажа Ту-144 и 8 человек на земле.
23 мая 1978 года пассажирский Ту-144 выполнял испытательный полет перед передачей самолета "Аэрофлоту". На высоте около 3 тыс. метров на борту начался пожар. Пилотам удалось посадить самолет в поле недалеко от Егорьевска. Двое бортинженеров, находившихся на борту, погибли, еще шесть членов экипажа получили травмы.
Конструктивные недостатки Ту-144, низкое качество сборки, проблемы с контролем качества и неудобный салон в первую очередь являются причиной коммерческого провала самолета в СССР. После менее чем 100 пассажирских рейсов Ту-144 был списан и отправлен в музеи и исследовательские институты. Многочисленные образцы и сейчас хранятся в музеях по всему миру.
Ту-144 перевозил пассажиров только на одном маршруте между Москвой и Алма-Атой. Он был единственным потому, что Ту-144 приходилось летать на сверхзвуке над малонаселенными районами, чтобы избежать повреждений, вызванных сверхзвуковой скоростью самолета.
Источник: AeroXplorer
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале