Найти тему
АвиаОбоз

Авиационные рекорды "реактивной эры"

Послевоенная эпоха ознаменовалась технологическим прорывом, который сделал боевые самолеты более мощными и универсальными, чем раньше. Реактивные двигатели, радары и управляемые ракеты сделали их быстрее, боеспособнее и смертоноснее, чем эскадрилья военного времени. Достижения "реактивной эры” привели к некоторым высочайшим достижениям.

 Фото пилота первого класса  U.S. Air Force Yosselin Perla
Фото пилота первого класса U.S. Air Force Yosselin Perla

Вот пять военных самолетов, которые достигли новых высот в области воздушного боя, мощности двигателей, полезной нагрузки, выносливости и огромного количества построенных.

Чемпион по боям "воздух-воздух"

F-15 Eagle. Фото: SOPA/Getty Images
F-15 Eagle. Фото: SOPA/Getty Images

Через 20 лет после окончания Второй мировой войны вьетнамский конфликт преподнес США немало сюрпризов. Низкие характеристики истребителей третьего поколения, таких как F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, в воздушном бою против армии, оснащенной самолетами более низкого качества, побудили инженеров, проектирующих истребители четвертого поколения, вновь сделать упор на маневренность, а не на скорость.

F-15 Eagle был разработан исключительно как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, при этом команда разработчиков действовала по принципу not a pound for air to ground. Это обозначало, что все ни одного боеприпаса не предназначалось для атаки целей на земле, все ресурсы – только для воздушного боя. В результате у F-15 невероятный рекорд 104:0 в воздушных боях, 104 сбитых самолета противника и ноль потерь Eagle. (Однако F-15 были потеряны в результате ракетного обстрела класса "земля-воздух", включая инцидент над Йеменом в 2018 году.)

Вероятно, это непревзойденный рекорд для истребителя где бы то ни было и в любое время в истории боя "воздух-воздух". Предполагаемое уничтожение 20 октября крылатой ракетой хуситов саудовского истребителя F-15, возможно, будет считаться еще одной потерей.

Время набирать высоту

Су-27. Фото: Alain Nogues/Getty Images
Су-27. Фото: Alain Nogues/Getty Images

Помимо маневренности, одним из наиболее полезных качеств истребителя является мощность двигателя. Быстрый реактивный самолет со способностью к резкому ускорению быстрее сблизится с противником, быстрее займет выгодную позицию и быстрее исчезнет, если это необходимо. Он может быстрее набирать высоту, что дает пилоту истребителя не только позиционное преимущество, но и энергию, которую можно потратить на маневрирование.

В 1970-х годах F-15 Eagleдостиг рекордного времени набора высоты в 30 тыс. метров всего за 3 мин. 27,8. Даже тогда у него было достаточно импульса, чтобы продолжить подъем почти до 103 000 футов, прежде чем снизиться. Eagle также установил рекорд, набрав высоту 15 тыс. метров за 77,02 сек.

В 1980-х годах истребитель Су-27 ответ Советского Союза на F-15, успешно побил этот рекорд, достигнув той же высоты 15 тыс. метров за 70,33 секунды.

Самая большая полезная нагрузка бомбардировщика

Бомбардировщик B-52D, миссия Arc Light, Вьетнам, 1968 год. Фото: Getty Images
Бомбардировщик B-52D, миссия Arc Light, Вьетнам, 1968 год. Фото: Getty Images

После Второй мировой войны реактивные двигатели быстро заменили поршневые. Они могли обеспечивать значительно большую тягу, а это позволяло создавать более тяжелые самолеты с большей полезной нагрузкой. Бомбардировщики, в частности, резко увеличили количество бомб, которые они могли нести. B-52, впервые поднявшийся в воздух в 1952 году, побил все рекорды: один этот бомбардировщик был способен нести ту же полезную нагрузку, что и две эскадрильи бомбардировщиков B-17.

B-52 является рекордсменом всех времен по бомбовой нагрузке, а производитель Boeing сообщает, что он может перевозить колоссальные 30 тонн. Из 76 находящихся на вооружении B-52 36 способны нести до 36 крылатых ракет AGM-86B с ядерными боеголовками каждая.

Все B-52 могут нести бомбы JDAM с GPS-наведением, бомбы с лазерным наведением, крылатые ракеты JASSM-ER с обычным вооружением, противокорабельные ракеты LRASM, противокорабельные ракеты Harpoon, морские мины Quickstrike и обычные неуправляемые “тупые” бомбы.

Самый длительный полет без дозаправки

RQ-4 Global Hawk на задании НАСА. Фото: SAUL LOEB/Getty Images
RQ-4 Global Hawk на задании НАСА. Фото: SAUL LOEB/Getty Images

Все воздушные суда ограничены расстоянием и высотой. Такие факторы, как полезная нагрузка, погода и выносливость экипажа, также могут влиять на то, как долго самолет может оставаться в воздухе. Самолеты без пилотов могут использовать такую полезную нагрузку и иметь бОльшую дальность полета, что дает беспилотнику преимущество перед пилотируемым самолетом. Поэтому неудивительно, что у военного самолета, установившего мировой рекорд беспосадочного перелета даже нет пилота.

В 2013 году высотный разведывательный беспилотник ВВС США RQ-4 Global Hawk взлетел с военно-воздушной базы Гранд-Форкс и пробыл в воздухе рекордные 34,3 часа. Самолет, известный как Lady Hawk, также установил рекорд для самолета с полностью женским летным и вспомогательным составом.

Самый массово производимый реактивный истребитель

МиГ-21 ВВС Индии. Фото: MANAN VATSYAYANA/Getty Images
МиГ-21 ВВС Индии. Фото: MANAN VATSYAYANA/Getty Images

Если вы хотите найти самый производимый реактивный истребитель всех времен, есть только две страны-кандидата: США и СССР. Две страны были сверхдержавами, возглавлявшими противостоящие блоки во время холодной войны, и вооружали и оснащали не только своих союзников по НАТО и Варшавскому договору, но и другие государства, не являющиеся союзниками.

Самым производимым реактивным истребителем является МиГ-21. Известный в НАТО как Fishbed, МиГ-21 был истребителем, оптимизированным для ведения боевых действий "воздух-воздух", но также способным выполнять атаки "воздух-земля". Самолет был изящным и напоминал дротик, с короткими крыльями и воздухозаборником двигателя в носовой части. Истребитель имел максимальную скорость в 2 Маха и мог нести до четырех ракет малой дальности с инфракрасным самонаведением класса "воздух-воздух".

Согласно самым доступной информации, в СССР было построено по меньшей мере 10,1 тыс. МиГ-21, что делает его самым многочисленным истребителем послевоенной эпохи. МиГ-21 также официально признан Книгой рекордов Гиннесса как самый массово военный реактивный самолет.

Источник: Popular Mechanics

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале