Послевоенная эпоха ознаменовалась технологическим прорывом, который сделал боевые самолеты более мощными и универсальными, чем раньше. Реактивные двигатели, радары и управляемые ракеты сделали их быстрее, боеспособнее и смертоноснее, чем эскадрилья военного времени. Достижения "реактивной эры” привели к некоторым высочайшим достижениям.
Вот пять военных самолетов, которые достигли новых высот в области воздушного боя, мощности двигателей, полезной нагрузки, выносливости и огромного количества построенных.
Чемпион по боям "воздух-воздух"
Через 20 лет после окончания Второй мировой войны вьетнамский конфликт преподнес США немало сюрпризов. Низкие характеристики истребителей третьего поколения, таких как F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, в воздушном бою против армии, оснащенной самолетами более низкого качества, побудили инженеров, проектирующих истребители четвертого поколения, вновь сделать упор на маневренность, а не на скорость.
F-15 Eagle был разработан исключительно как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, при этом команда разработчиков действовала по принципу not a pound for air to ground. Это обозначало, что все ни одного боеприпаса не предназначалось для атаки целей на земле, все ресурсы – только для воздушного боя. В результате у F-15 невероятный рекорд 104:0 в воздушных боях, 104 сбитых самолета противника и ноль потерь Eagle. (Однако F-15 были потеряны в результате ракетного обстрела класса "земля-воздух", включая инцидент над Йеменом в 2018 году.)
Вероятно, это непревзойденный рекорд для истребителя где бы то ни было и в любое время в истории боя "воздух-воздух". Предполагаемое уничтожение 20 октября крылатой ракетой хуситов саудовского истребителя F-15, возможно, будет считаться еще одной потерей.
Время набирать высоту
Помимо маневренности, одним из наиболее полезных качеств истребителя является мощность двигателя. Быстрый реактивный самолет со способностью к резкому ускорению быстрее сблизится с противником, быстрее займет выгодную позицию и быстрее исчезнет, если это необходимо. Он может быстрее набирать высоту, что дает пилоту истребителя не только позиционное преимущество, но и энергию, которую можно потратить на маневрирование.
В 1970-х годах F-15 Eagleдостиг рекордного времени набора высоты в 30 тыс. метров всего за 3 мин. 27,8. Даже тогда у него было достаточно импульса, чтобы продолжить подъем почти до 103 000 футов, прежде чем снизиться. Eagle также установил рекорд, набрав высоту 15 тыс. метров за 77,02 сек.
В 1980-х годах истребитель Су-27 ответ Советского Союза на F-15, успешно побил этот рекорд, достигнув той же высоты 15 тыс. метров за 70,33 секунды.
Самая большая полезная нагрузка бомбардировщика
После Второй мировой войны реактивные двигатели быстро заменили поршневые. Они могли обеспечивать значительно большую тягу, а это позволяло создавать более тяжелые самолеты с большей полезной нагрузкой. Бомбардировщики, в частности, резко увеличили количество бомб, которые они могли нести. B-52, впервые поднявшийся в воздух в 1952 году, побил все рекорды: один этот бомбардировщик был способен нести ту же полезную нагрузку, что и две эскадрильи бомбардировщиков B-17.
B-52 является рекордсменом всех времен по бомбовой нагрузке, а производитель Boeing сообщает, что он может перевозить колоссальные 30 тонн. Из 76 находящихся на вооружении B-52 36 способны нести до 36 крылатых ракет AGM-86B с ядерными боеголовками каждая.
Все B-52 могут нести бомбы JDAM с GPS-наведением, бомбы с лазерным наведением, крылатые ракеты JASSM-ER с обычным вооружением, противокорабельные ракеты LRASM, противокорабельные ракеты Harpoon, морские мины Quickstrike и обычные неуправляемые “тупые” бомбы.
Самый длительный полет без дозаправки
Все воздушные суда ограничены расстоянием и высотой. Такие факторы, как полезная нагрузка, погода и выносливость экипажа, также могут влиять на то, как долго самолет может оставаться в воздухе. Самолеты без пилотов могут использовать такую полезную нагрузку и иметь бОльшую дальность полета, что дает беспилотнику преимущество перед пилотируемым самолетом. Поэтому неудивительно, что у военного самолета, установившего мировой рекорд беспосадочного перелета даже нет пилота.
В 2013 году высотный разведывательный беспилотник ВВС США RQ-4 Global Hawk взлетел с военно-воздушной базы Гранд-Форкс и пробыл в воздухе рекордные 34,3 часа. Самолет, известный как Lady Hawk, также установил рекорд для самолета с полностью женским летным и вспомогательным составом.
Самый массово производимый реактивный истребитель
Если вы хотите найти самый производимый реактивный истребитель всех времен, есть только две страны-кандидата: США и СССР. Две страны были сверхдержавами, возглавлявшими противостоящие блоки во время холодной войны, и вооружали и оснащали не только своих союзников по НАТО и Варшавскому договору, но и другие государства, не являющиеся союзниками.
Самым производимым реактивным истребителем является МиГ-21. Известный в НАТО как Fishbed, МиГ-21 был истребителем, оптимизированным для ведения боевых действий "воздух-воздух", но также способным выполнять атаки "воздух-земля". Самолет был изящным и напоминал дротик, с короткими крыльями и воздухозаборником двигателя в носовой части. Истребитель имел максимальную скорость в 2 Маха и мог нести до четырех ракет малой дальности с инфракрасным самонаведением класса "воздух-воздух".
Согласно самым доступной информации, в СССР было построено по меньшей мере 10,1 тыс. МиГ-21, что делает его самым многочисленным истребителем послевоенной эпохи. МиГ-21 также официально признан Книгой рекордов Гиннесса как самый массово военный реактивный самолет.
Источник: Popular Mechanics
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале