На Ближнем Востоке о чем ни заговори, все политика.
Коснись истории - политика, расскажи о культуре - политика, начни разбираться в религиозных противоречиях - чистая политика, не имеющая практически никакого отношения к вере.
Я давно думал написать о неоднозначном статусе Храмовой горы в Иерусалиме, но как ни подступался к этой теме, неизбежно упирался в обсуждение различных политических мотивов. Ну значит так тому и быть, рассмотрим ситуацию с разных сторон, включая эту, неизбежную.
Прево-наперво давайте напомним сами себе, что всякая земля, занятая сегодня тем или иным государством, была когда-то захвачена самовольно некими людьми или отвоевана у других людей. Так было всегда и повсюду. И нет в этом ничего уникального или предосудительного. Человек приходит в пустынную землю, втыкает палку и говорит: вот отсюда и дотуда - мои владения.
Те, кто придет следом, либо примут это как факт, либо попытаются отобрать участок и присвоить его себе.
Когда мы сегодня говорим, что некая земля является исконной территорией обитания определенного народа, мы обычно имеем в виду, что никакого иного владельца означенной земли не существует. Может его и не было никогда, а может был, да не дожил до наших дней.
Если верить Библии, евреи некогда пришли в Ханаан из Египта и поселились здесь навсегда. Долгое время считалось, что пришельцы отвоевали землю у местных хананеев, но современные исследования (я писал об этом вот здесь) предполагают, что евреи просто смешались с не таким уж многочисленным коренным населением, постепенно ассимилировав его.
Какой бы версии вы ни отдавали предпочтение, следует признать неоспоримый факт: евреи - самый древний из живущих сегодня народов, который обосновался на территории, где расположено государство Израиль и кое-какие соседние страны.
Прото-арабы в те времена бегали по просторам своей родной Аравии и в Ханаан не заглядывали. Хананеи как самостоятельная этническая группа до наших дней не дожили, а пресловутые филистимляне сгинули в войнах.
Попытки разношерстных арабов, именующих себя палестинцами, изображать потомков филистимлян, опровергаются генетическими тестами, доказывающими, что, во-первых, связь между этими этническими группами начисто отсутствует, а во-вторых, что и палестинцы-то изобретение искусственное, объединяющее мигрантов из различных арабских стран по признаку ненависти к Израилю.
Таким образом Иерусалим и гора, на которой был дважды построен и дважды разрушен единственный иудейский Храм, по справедливости принадлежит евреям и, следовательно, государству Израиль. Именно Храмовую гору раньше называли горой Сион, что и дало название сионистскому движению. Сегодня имя Сион носит другая гора, расположенная по соседству.
Короче говоря, неудивительно, что Иерусалим только в иудейском Танахе впрямую (как Йерушалаим) упоминается 667 раз. Это не считая тех случаев, когда он упомянут под альтернативными названиями - Город Давида, Шалем, Святой Город, Иевус.
Имя Сион упоминается в тексте еще 150 раз.
А это, согласитесь, вполне конкретная географическая привязка.
То же самое с Талмудом, где точное количество упоминаний даже сложно подсчитать. В Вавилонском Талмуде их немного меньше, в Иерусалимском больше, но и там, и там счет идет на сотни.
Мне, как атеисту, история о том, что бог даровал еврейскому народу эту землю, не кажется убедительным аргументом. Чуть ниже поясню, почему.
Но факт первенства владения землей имеет важное значение, поскольку на этом строится масса юридических прецедентов, а значит подобное основание принимается самыми разными народами как существенное.
Любому подошедшему позже с претензиями на владение той же территорией, можно с полным правом ответить "Вас тут не стояло".
Мусульмане, которых тут не стояло до 7 века, заявляют о том, что Храмовая гора - их и только их религиозная святыня. На каких же основаниях?
А как раз на тех самых, которые я в случае с евреями склонен игнорировать: недоказуемый божий промысел.
Гораздо более недоказуемый, чем даже в иудейской мифологии, где географические привязки вполне определенны и невероятно многочисленны.
В Коране есть лишь одно упоминание, которое не указывает однозначно на Иерусалим, но последователи этой религии не сомневаются, что речь именно о нем.
Заметьте, им так кажется, что речь идет о конкретном месте, хотя ни единого внятного указания нет и быть не может.
Вот эта цитата:
«Хвала Тому, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили»
(Коран, 17:1)
Под "отдаленнейшей мечетью" подразумевалось некое место, расположенное в направлении как современного Израиля, так и Сирии, Ливана, а если иметь в виду еще более отдаленную, то, может быть и Турции.
Во всем этом обширном регионе полным-полно гор, холмов и скал, где имеются какие-то старые мечети - выбирай любую.
Но тут в дело вмешивается политика.
Верующим все равно, какую именно точку считать святыней, это чаще всего весьма произвольный выбор их лидеров. Легенда о том, что пророк Мухаммед однажды ночью волшебным образом перенесся в одну из них, не указывает точных координат. Мог бы перенестись чуть левее или чуть дальше. А может и ближе, это даже удобнее для последующего паломничества.
Но некие исламские "мудрецы" выбрали Храмовую гору в Иерусалиме, хотя даже не мудрецу очевидно, что у иудеев гораздо больше оснований претендовать на нее, чем у мусульман.
Однако с тех пор, как мамлюки завоевали Иерусалим, это место стало считаться святыней ислама. Благодаря изгнанию римскими оккупационными властями, евреи перестали быть большинством в своих исконных землях. При этом немало евреев так и продолжали жить в так называемой Сирии Палестинской. Они по-прежнему считали Иерусалим священным городом и по главным иудейским праздникам старались приезжать сюда, чтобы помолиться у единственной уцелевшей Западной стены Храма, известной сегодня как Стена плача.
Однако вершина Храмовой горы уже безоговорочно была занята исламскими святынями - невзрачной мечетью Аль-Акса и более пышной мечетью Купол скалы.
Все последующие власти - и арабские, и османские, и британские - либо предпочитали делать вид, что иудейского Храма не было вовсе, либо заявляли, что если и был, то дело это прошлое, так что можно таким древним фактом пренебречь. То есть на протяжении почти пяти веков право евреев на эту землю игнорировалось, а право мусульман - турок и арабов - напротив, активно провозглашалось.
По итогам Войны за независимость Израиля в 1948 году этот процесс, казалось, был окончательно узаконен. Тогдашнее государство Трансиордания оккупировало Восточный Иерусалим и провозгласило свое право на владение Храмовой горой.
После этого страна-оккупант (теперь она называла себя Иорданией) учредила некий исламский Совет по управлению святынями Храмовой горы под названием Вакф.
Но молодому Израилю такой исход казался исторически несправедливым. Поэтому во время Шестидневной войны 1967 года Восточный Иерусалим был освобожден от оккупантов и командир 55-й бригады израильской армии Мордехай Гур дважды торжественно произнес легендарную фразу: “Храмовая гора в наших руках!”.
Над мечетью Купол Скалы был поднят израильский флаг.
Я уверен, что если бы этот успех можно было закрепить и узаконить, сегодня Храмовая гора была бы местом единения трех религий, куда допускались бы все желающие и каждый мог бы молиться своему богу.
Дело в том, что местом нового Храма для иудеев эта гора быть не может до тех пор, пока не придет машиах, обещанный мессия. В ожидании этого явления иудеям нельзя молиться на горе, нельзя практиковать жертвоприношения, как это делалось в древности, и даже подниматься туда не рекомендуется.
Следовательно светскому Израилю Храмовая гора важна как исторический объект вне религиозного контекста, а значит, что в соответствии с принятой тут веротерпимостью место бывшего Храма могло бы стать общей площадкой для людей разных вероисповеданий.
Беда в том, что по крайней мере одна религия не желает единства с кем бы то ни было, а предпочитает собственную монополию, опирающуюся на два своих излюбленных метода - нескончаемые публичные истерики и террор.
Опасаясь традиционного вселенского воя и пытаясь снизить вероятность новых войн и терактов, министр обороны Моше Даян приказал в 1967 году израильский флаг спустить. Как ни крути, иудейского Храма давно нет, а мусульманские мечети на горе работают, считаясь третьей по значимости святыней ислама после Мекки и Медины.
Решение Даяна было выбором человека светского и вполне рационального, так что мне легко его понять.
Если бы мусульмане искали мира, они наверняка бы оценили этот великодушный жест. Беда в том, что мы судим о логике наших врагов по себе: что разумно для нас, должно быть разумно и для них.
Но не таков радикальный ислам. Принцип его последователей - либо только мы, либо никто. Для них не может быть двух государств, только Палестина от реки до моря. А Храмовая гора должна быть исключительно мусульманской. Никакого единства религий, никакого примирения народов.
Наше великодушие они считают слабостью.
Как бы то ни было, узаконить статус Храмовой горы как израильской территории формально было возможно, однако этого делать не стали, чтобы не провоцировать новые войны.
Важно учитывать, что Аль-Акса стала для арабов едва ли не основным символом противостояния с Израилем. Инициатором этой непримиримой войны был иерусалимский муфтий Амин Аль-Хусейни, которого Гитлер считал своим надежным союзником на Ближнем Востоке (я писал об этом вот здесь).
На деле реальная мечеть Аль-Акса не так важна, как они постоянно кричат, но в качестве символа она неплохо продается невежественной и агрессивной толпе. Достаточно вспомнить "Бригады мучеников Аль-Аксы" (террористическая группировка), "Интифаду Аль-Аксы" (затяжной конфликт 2000-2005 годов), "Потоп Аль-Аксы" (геноцид против евреев 7 октября 2023 года).
Однако когда Израиль добровольно уступил арабам важнейшую точку своей столицы, это не остановило ни войны, ни теракты.
Израиль и Иордания договорились, что Храмовая гора, являясь территориально частью еврейского государства, будет находиться под патронажем Иордании, то есть все того же Совета Вакф. Нечто вроде Ватикана посреди итальянской столицы. С той лишь разницей, что итальянцы имеют свободный доступ на территорию Ватикана, а молиться там может кто угодно - хоть индуисты.
Короче говоря, принадлежит вершина горы сегодня не нам, а арабам.
Это не мешает им истерически носиться с именем Аль-Аксы на своих знаменах, как будто за нее все еще нужно бороться.
Как я уже писал, исламизм не имеет отношения к религии, являясь довольно примитивной политической идеологией, цель которой - вечная война с неверными. Поэтому когда настоящие войны заканчиваются, исламисты, даже получив желаемое, ищут поводы для новой войны.
Например, получив исламские святыни на горе под свой контроль, они начали заявлять, что Израиль держит их возлюбленные мечети в осаде. Они утверждают, что археологические раскопки, которые ведет Израиль в нижней части горы (получая, кстати, множество свидетельств еврейского присутствия в этом месте с древнейших времен), намеренно производятся, чтобы обрушить мечети.
В общем, как всегда, приписывают другим свой собственных образ мыслей.
Повторю: если бы Израиль желал захватить Храмовую гору и снести мечети, он давно бы это сделал. Технически это совершенно несложно.
Фокус в том, что израильтянам это ни к чему.
Не всем, впрочем.
Радикальный иудаизм немногим лучше радикального ислама. Фанатики вообще не прислушиваются к голосу рассудка, ими движет слепая уверенность в своей правоте. Последователи движения религиозного сионизма (а на деле националисты и эпатажники), прекрасно зная, какую это вызовет реакцию, то и дело устраивают откровенно провокационные попытки прорваться на гору, а некоторые даже пытаются протащить с собой козлов, чтобы совершить жертвоприношение именно там, где это делалось во времена существования Храма.
Раввины из числа этих фанатиков даже призывали взорвать Храмовую гору.
Разумеется, исламисты немедленно приписывают выходки кучки радикалов всему Израилю, выдавая глупые и довольно редкие провокации за государственную политику. Тем самым обретают вожделенный повод ненавидеть Израиль с прежней силой и готовиться к новым кровавым войнам.
То есть когда гора наша, с нами воюют, а когда мы ее отдаем, воюют снова, цепляясь за любой повод.
При каких же условиях палестинские арабы успокоятся?
На самом деле условие лишь одно: полное уничтожение Израиля и всех его граждан. Лишь тогда Аль-Акса будет считаться окончательно отвоеванной.
Чего, как мы понимаем, никогда не произойдет.
Формально сегодня евреям можно подниматься на Храмовую гору по определенным дням и часам, но нельзя там молиться. На деле, если вы не мусульманин, вход туда вам закрыт.
С другой стороны, не очень-то и хотелось.
Иудейские радикалы считают вершину горы символом национальной гордости и требуют отобрать ее у мусульман. Но я думаю, что город Иерусалим является символом национальной гордости. А крохотный его пятачок, столетиями служивший местом молитвы мусульман, не стоит того, чтобы пожертвовать ради обладания им жизнями израильтян. А это непременно произойдет в случае любого обострения ситуации.
Героизм хорош, когда вы сражаетесь за что-то, без чего невозможно прожить: за свою страну, за свободу, за право на существование, что для евреев отнюдь не пустой звук.
А когда цель лишь в том, чтобы не дать кому-то молиться там, где молились твои предки, это уже не героизм, а фанатизм.
Мы хорошо знаем страны, где символы важнее жизни людей. Израиль в их число не входит. Тут жизнь - наивысшая ценность.
Поэтому пока Иерусалим - наша столица, за площадку с мечетями Израиль воевать не будет. Но и считать нынешнее положение вещей окончательным было бы ошибкой.
Полагаю, по мере уничтожения террористических группировок у границ Израиля, будет расти вероятность межрелигиозного диалога. Когда-то и Авраамовы соглашения считались несбыточной мечтой, однако, как видим, ситуация пусть медленно, но меняется.
Слишком сильные игроки, в том числе из арабских стран, устали от бесконечной войны. Если мы однажды придем к мирному соглашению и сотрудничеству в регионе, Храмовая гора может перестать служить яблоком раздора и превратиться в символ единения и взаимопонимания.
А третий иудейский Храм, как говорят настоящие религиозные мудрецы, это вовсе не здание. Это единое стремление людей вместить бога в свои сердца. То есть опять-таки речь о единстве, о том, чтобы прекратить воевать, а направить свои мысли и желания к миру. Вот тогда, говорят уважаемые раввины, это и будет домом для Творца.
Мне, безбожнику, сложно судить об этом. Но сама идея кажется мне очень перспективной, поскольку в кои-то веки стремления светских и религиозных людей совпадают полностью.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.