Большая проблема для любой десантной операции - обширное мелководье, не позволяющее вплотную подойти к берегу даже десантным кораблям с плоским днищем. Идея, как её решить, пришла в голову кэптену ВМС США Джону Н. Лэйкоку из Бюро верфей и доков, и в июле 1940 года он построил экспериментальную модель из равномерно расположенных пустых коробок из-под сигар, скрепленных друг с другом по углам деревянными планками для воздушных змеев.
К октябрю 1940 года методом проб и ошибок Лэйкок определил идеальные размеры понтона: пять футов в ширину, семь футов в длину и пять футов в высоту ( 1,5х2,1х1,5 м). В своей последней форме во время Второй мировой войны каждый понтон представлял собой полый куб со стальными стенками толщиной в четверть дюйма сверху и снизу и толщиной в одну восьмую дюйма по бокам (примерно 0,6х0,3 см). Вот он в натуральную величину в музее Военно-морских строительных сил, сокращённо Seabees:
Кроме того, изготавливались понтоны с одной наклонной стороной. Каждый из них мог удерживать на плаву до 4 тонн груза. Сборка из шести понтонов шириной и восьми длиной (самый распространенный размер, используемый для создания более крупных конструкций) могла выдерживать 150-тонную нагрузку.
Уже в 1942 году их производство началось в огромных количествах. Понтонные конструкции могли использоваться в качестве мостов, причалов, дамб, паромов, барж, плавучих доков, сваебойных машин, буксиров, плавучих кранов, а также пристаней и аппарелей для обслуживания гидросамолетов. На суше они могли служить резервуарами для воды, бензобаками и мостами. Паром «Носорог» был разработан для таких операций, как вторжение в Нормандию в день «Д». Он состоял из 180 соединенных между собой понтонов стандартного размера, шести в поперечнике и 30 в длину, и был оснащен самыми большими подвесными двигателями, доступными на тот момент. Более 85% всего транспортного оборудования американских войск, высадившихся на пляжах в Нормандии за первые 10 дней, было доставлено на берег на паромах-"носорогах":
Но это было в 1944 году, а пока сентябрь 1943-го. Испытательный полигон для обучения персонала сборке различных типов конструкций из понтонов Лэйкока:
А здесь он демонстрирует свои модели адмиралу Бену Мореллу, начальнику Бюро верфей и доков:
Готовая продукция складировалась в ожидании своего часа на Восточном и Западном побережьях США:
Утром 10 июля 1943 года пилоты Люфтваффе, пролетая над южными пляжами Сицилии, увидели бесконечные потоки танков и транспортных средств, выходящих из кораблей союзников и выезжающих на берег по дамбам, собранным из тысяч десантных понтонов ВМС США.
Обычно две секции размером 2х30 понтонов подвешивались по обе стороны десантного корабля (LST). Когда LST приближался к пляжу, Seabees отсоединяли понтоны так,
что они проходили рядом с кораблём и выезжали на пляж по инерции. Затем понтонные дамбы соединялись. В ходе эксперимента в Аллен-Харборе время от сбрасывания понтонов до выезда первых транспортных средств с LST на дамбу заняло всего семь минут
Аналогично они применялись и при десантных операциях на островах Тихого океана. И кое-где ещё можно увидеть их останки:
Однако был и испытывался ещё один проект их применения.
Самая длинная плавучая конструкция, когда-либо построенная ВМФ, появилась в октябре 1943 года и в следующем месяце с неё были проведены полеты.
Плавучий аэродром длиной 600 метров под кодовым названием «Проект Sock» стал кульминацией амбициозного и причудливого проекта «Habbakuk» и одним из самых причудливых военно-инженерных экспериментов Второй мировой войны.
Если кратко, то в сентябре 1942 года в рамках британских объединенных операций под командованием адмирала Луи Лорда Маунтбеттена возник амбициозный план по строительству огромных авианосцев из смеси льда и древесной массы, называемой пайкритом. Ох уж эти британские адмиралы - не уступят британским учёным!
Испытания проходили в Канаде, однако стало ясно, что необходимая прочность будет обеспечиваться только при достаточно низких температурах, что в условиях Западной Европы, омываемой Гольфстримом, обеспечить проблематично. И тут наступил час Лэйкока.
Вечером 2 сентября 1943 года он оказался в гостевой спальне Черчилля в Белом доме. Привстав в кровати, (а Черчилль нередко начинал рабочий день, лёжа в постели), премьер-министр с энтузиазмом приветствовал кэптена, расхваливая его понтон, который принёс такую пользу во время сицилийского вторжения. Лэйкок поделился фотографиями и продемонстрировал свою картонную модель складной баржи прямо на одеяле Черчилля.
Черчилль увидел большие возможности в плавучем понтонном аэродроме и действовал незамедлительно. На следующий день он встретился с президентом Франклином Д. Рузвельтом и обсудил эту концепцию.
Когда 3 ноября начались лётные испытания, поле имело размеры 312 понтонов в длину и 38 понтонов в ширину
В течение первой недели ноября самолеты 14-й авиагруппы успешно совершили 131 взлет и посадку
Плавучий аэродром оказался более эффективным в этом плане, чем авианосцы, ведь посадка происходила без аэрофинишёров, что позволяло быстрее освобождать место для посадки следующих самолётов.
Однако в итоге Рузвельт, адмирал Кинг и особенно генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр сочли эту операцию ненужной в свете растущего числа вводимых в строй авианосцев. Эйзенхауэр считал это ненужным из-за близости аэродромов в Англии.
20 января 1944 года адмирал Фредерик Дж. Хорн сообщил британцам, что американцы будут разбирать «Sock». Три дня спустя офис Эйзенхауэра посоветовал британцам не использовать его в «Оверлорде». На следующий день Черчилль, хотя и все еще выражал свою веру в его использование, согласился и поддержал позицию Эйзенхауэра.
*****
Сейчас обнаружил, что вкратце о ледяных авианосцах уже упоминал в конце вот этой статьи:
О холоде на кораблях, как его делают и о ледяных авианосцах
а также об американских морских стройбатовцах Seabees:
.....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: