Литература Древнего Египта
Древнейшие письменные литературные памятники появились на Ближнем Востоке в III тыс. до .н.э. Самые древние литературные традиции мира - египетская и шумерская.
Древневосточные литературы несколько необычны для современного европейского читателя. Причиной является то, что они не совсем "литературы" в привычном для нас понимании. Письменность на Древнем Востоке была прерогативой писцов и жрецов, для которых она являлась "рабочим инструментом". Таким образом, письменное слово на Востоке служило практическим целям. Древнейшие тексты носили либо богослужебный характер, либо выполняли роль государственных документов. Часть из них использовалась для обучения.
Памятники литературы в культурах Древнего Востока, как правило, анонимны. Если текст связан с каким-либо именем, то это имя принадлежит царю, пророку или прославленному мудрецу.
Именно древневосточные культуры создали первые в мире литературные образцы, в которых воплотились обычаи, верования и законы народов Египта, древнего Междуречья, Индии, Китая, Ирана.
В древнеегипетской литературе родились проза и поэзия, появился сюжет. Древнейшими образцами египетской прозы являются надписи на гробницах вельмож, например: "Я давал хлеб голодному и одеяние нагому... Я почитал отца и был нежен к матери моей..."
Подобные фразы в виде наставлений встречаются и в "Книге мертвых", которую египтяне клали в гробницы. В одной из глав Книги описывается суд Осириса над умершим, на котором подсудимый произносит:
" Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не соврешал греха в месте Истины".
Таким образом умерший уверяет Осириса и всех присутствующих, что не совершал греха, живя на земле. Как правило, подобные самовосхваления сопровождаются упоминаниями о деяниях усопшего. Постепенно такие надписи становились все более развернутыми.
Один из наиболее известных образцов древнеегипетской прозы - "Рассказ Синухе" (XXI-XVII вв. до н.э.). Повествование ведется от лица главного героя как и в надгробных надписях. Однажды Синухе сопровождал в военном походе царевича. В это время в Египте умер фараон, и царевич срочно отбыл на родину. А Синухе узнал из подслушанного разговора о заговоре против наследника. Испугавшись за свою жизнь, он бежал в пустыню и позднее был принят одним из азиатских народов. Спустя много лет Синухе начал тосковать по родине, его страшила мысль быть погребенным на чужбине. В конце концов Синухе вернулся в Египет, где был встречен на удивление радушно. Его господин (давно уже ставший фараоном) одарил своего нерадивого приближенного дарами и сказал Синухе, что не держит на него зла.
Был известен литературе Древнего Египта и такой жанр, как сказка. Если в "Рассказе о Синухе" герой жил в реальном мире, то в сказках события происходят в мире фантастическом. Например, в "Сказке о двух братьях" сердце человека спрятано на вершине дерева. Когда дерево срубают, человек умирает. В "Сказке о потерпевшем кораблекрушение" человек встречает на острове гигантского змея и говорит с ним.
Излюбленным жанром у египтян были поучения. Древнеегипетские поучения представляют собой многоплановые размышления о человеке и обществе, о судьбе, о долге и чести, о времени и вечности. До наших дней дошло поучение гераклеопольского царя своему наследнику Мерикаре. Текст содержит мудрые наставления, которые правитель дает наследнику:
"Поступай по истине, и долог будет
твой век на земле.
Утешь плачущего, не притесняй вдовы,
не лишай сына наследия отца его,
не причиняй ущерба сановнику".
Подобные наставления рисуют перед нами картину идеального общества и портрет благородного правителя, которые в первую очередь радеет о благе страны и заботится о подданных.
К поучениям нередко примыкают тексты, осуждающие современность за ее жестокость, ложь и грабежи и оплакивающие нынешнее положение дел:
"Нищета по всей стране.
Нет ныне людей в белых одеждах.
Воистину, перевернулась земля,
подобно гончарному кругу"
(Речения Ипувера)
Несколько иную тональность и несколько иной смысл имеет поучение фараона Аменемхета I своему сыну Сенусерту I. Аменемхет столкнулся с заговором против себя. Поэтому царь лишился доверия к своим родственникам и вельможам и советует своему наследнику никогда не полагаться на них.
Встречается в египетском литрературном наследии и такой жанр, как гимны. Вот отрывок из Гимна Нилу:
"Незримый,
Он не держит слуг и сборщиков налогов.
Тайны сути его непостижимы,
Никто не знает места, откуда он,
И, читая писания, не найти его пещеры".
Древнегреческий историк Геродот не зря назвал Египет "даром Нила". Египтяне обожествляли эту великую реку, которая давала им жизнь и служила неким связающим звеном между миром людей и запредельностью.
Древнеегипетская литературная традиция - одна из древнейших в мире. Многое здесь происходит впервые. Древние египтяне одними из первых сумели воплотить в письменном слове свои надежды и устремления, прославить своих правителей и научить чему-то своих детей.
Если вам понравилась публикация, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, а также пишите комментарии!