Найти тему
Скифская площадь

Альбомы этого мира: Duke Ellington — Indigos (1957)

Текст: Игорь Скиф

Продолжаем нашу рубрику Скифская фонотека и из сумрачного бристольского трип-хопа начала 21 века переносимся в Нью-Йорк конца 50-х. Цвет индиго оркестра Дюка Эллингтона.

Duke Ellington — Indigos (1957)
Оркестр Дюка Эллингтона — «Индиго»

Обложка альбома
Обложка альбома

Оттенок индиго — это глубокий и насыщенный оттенок синего цвета, нечто среднее между тёмно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, который широко использовался для окраски одежды. Другое название этого цвета в английском языке — «Indian Blue». Думаю, что в названии альбома это тоже учитывалось. По крайней мере — грусти и легкой меланхолии на этом альбоме предостаточно.

Этот альбом — не про джаз. Он про лирику и любовь. Светлое, но немного грустное чувство оттенка индиго.

Фотография Дюка Эллингтона на репетиции живого исполнения «A Drum Is A Woman». 1957 год. Эллингтон тогда исполнил свою композицию в прямом эфире телевидения.
Фотография Дюка Эллингтона на репетиции живого исполнения «A Drum Is A Woman». 1957 год. Эллингтон тогда исполнил свою композицию в прямом эфире телевидения.

Альбом был записан 9 сентября 1957 года на студии columbia сначала в моно-варианте (девять композиций), а потом (1962 год) — и в стерео (восемь композиций). В 1987 году, при подготовке альбома для записи на компакт-диск, запись пересвели, кардинально изменили порядок и количество композиций (два трека добавили, один убрали), изменили обложку и даже подкорректировали название — на компакте этот альбом вышел под именем «Ellington Indigos». Этот вариант мы и будем слушать.

Список композиций:

01. Solitude
02. Where or when
03. Mood indigo
04. Night and day
05. Prelude to a kiss
06. All the things you are
07. Willow weep for me
08. Tenderly
09. Dancing in the dark
10. Autumn leaves

Когда-то давно в аннотации к этому альбому я писал:

«В этом альбоме нет новых оригинальных композиций, однако невозможно его назвать „проходным“ в дискографии Эллингтона: смягченный формат звука дает прекрасную возможность для замечательных соло — и знакомые композиции звучат совсем по-другому.
Медленные лиричные композиции, большое внимание уделено в этой записи фортепианным соло самого Дюка. Набор шикарных, проверенных временем мелодий в популярном изложении. Если вас не возьмут за душу „Осенние листья“ с проникновенным вокалом Оззи Бэйли и пронзительной скрипкой Рэя Нэйса — возможно вы стали слишком уж циничным?
Темп нигде не превышает умеренный и, если этот альбом и сравнивать с танцем, то несомненно, это — медленный танец.»


Давайте немного поподробнее.

-3

С самого начала выход этой пластинки не вызвал большого резонанса. Для музыкальных критиков он просто затерялся среди сильнейших альбомов Эллингтона, вышедших в то же время — «Such Sweet Thunder» (1956), «A Drum Is A Woman» (1957) и «Ellington at Newport» (1956). Однако с годами, особенно после выхода релиза на компакт-диске — критики присвоили альбому звание «затерявшейся жемчужины».

А публика… Простая и массовая публика полюбила этот альбом с самого начала. Эта пластинка сразу же вышла в топ продаж. В отличии от вышеназванных альбомов, в которых Эллингтон дает филигранный джаз самого высокого уровня и даже представляет свое понимание классической музыки, этот альбом изначально был задуман как «комерческий». Студия попросила Маэстро сделать просто «альбом для медленных танцев», набор мелодий, под которые приятно танцевать и обниматься.

Но Маэстро не был бы Маэстро, если бы просто исполнял желание звукозаписывающих боссов — если вслушаться, в своем большинстве не очень-то потанцуешь под эти композиции… Они скорее подходят для путешествия слушателя внутрь себя, в свои мысли. Да и «проходным коммерческим» этот альбом не назовешь — слишком деликатно, тонко, хрустально обыгрываются баллады. Только три вещи с этого альбома можно условно причислить к джазовым стандартам, но это как раз нормально для Дюка — он вообще не любил, когда его музыку называли «джазом», сам он ее называл «American Music» — подлинной современной американской музыкой. Просто и со вкусом.

Телевизионные съемки оркестра Дюка Эллингтона
Телевизионные съемки оркестра Дюка Эллингтона

Открывается альбом собственной композицией Эллингтона «Solitude» и здесь мы видим достаточно редкое для Дюка фортепианное солирование, когда он ведет за собой весь оркестр. Изюминкой этой темы 35-летней выдержки (на момент этой записи) является нежная мелодия из одной ноты на фоне простого шагающего баса… Собственно, эта мелодия и задает настроение всему альбому — Эллингтон начинает один, в полном музыкальном одиночестве, исследует это одиночество, изучает его… Постепенно к нему подключаются инструменты оркестра и наращивают интенсивность эмоций до страстной кульминации, которая переходит в мощную и драматическую фортепианную каденцию, после которой Эллингтон постепенно снижает уровень до тихого созерцательного финала…

Во второй композиции («Where or when») царствует хриплый тенор-саксофон Пола Гонсалвеса. В манере своего учителя, Бена Вебстера, Гонсалвес не позволяет себе много баловаться с мелодией, просто рассказывая в своей романтической манере историю, придуманную композитором Ричардом Роджерсом.

Существует три варианта записи «Mood Indigo», сделанной для этой пластинки. Эта композиция, по сути, является заглавной для всего альбома и — тем удивительнее выбор Эллингтона среди трех дублей — в альбом вошла версия, где Дюк буквально наступает на горло мелодики этой своей собственной композиции и дает максимальный простор интерпретации своего ведущего солиста Гарольда «Шорти» Бейкера. И его тромбон — прекрасен.

Задняя часть обложки альбома
Задняя часть обложки альбома

Я не буду рассказывать о всех композициях альбома (мне хочется это сделать, но я буду милосерден). Остановлюсь лишь еще на песне «Autumn Leaves». Cамой атмосферной и хитовой композицией этого альбома, если смотреть из нашего времени.

Оззи Бэйли — пожалуй самый лучший вокалист оркестра Дюка Эллингтона всех времен и, в сочетании с плачущей скрипкой Рэя Нэйса, здесь получилась такая берущая за душу баллада, что у меня иногда подозрительно увлажняются глаза. В оригинальной аранжировке из трех припевов Оззи Бэйли исполнял оригинальные французские тексты во вступительном припеве и английские тексты Джонни Мерсера в последнем, но здесь песня была безжалостно обрезана и по весьма банальной причине — она была последней на пластинке и банально не уместилась полностью на пластинку… Остается только догадываться — до каких душераздирающих эмоций Оззи мог бы довести слушателя в полной записи этой беллады в этом звездном составе.

Рэй Нэйс, скрипач-виртуоз оркестра.
Рэй Нэйс, скрипач-виртуоз оркестра.

Я не назвал бы этот альбом великим или, хотя бы, обязательным к прослушиванию, но он хранится у меня в коллекции и иногда мне хочется прослушать именно его.

В 2018 году этот альбом был пересведен и перевыпущен еще раз, почти в два раза больше - с бонус-треками, альтернативными записями и другими вытащенными из архивов студии вещами. Но это уже не надо. Это лишнее. Это баловство — от лукавого.

Состав музыкантов на записи:

Duke Ellington (piano)
Jimmy Woode (bass),
Sam Woodyard (drums),
Paul Gonsalves (tenor saxophone),
Jimmy Hamilton, Russell Procope (clarinet, alto saxophone),
Harry Carney (baritone saxophone),
Johnny Hodges, Rick Henderson (alto saxophone),
John Sanders (bass trombone),
Quentin Jackson, Britt Woodman (trombone),
Cat Anderson, Shorty Baker, Willie Cook, Clark Terry (trumpet),
Ray Nance (trumpet, violin),
Ozzie Bailey (vocal)

Слушать альбом на яндекс-музыке:

Слушать альбом на ютубе:

Слушать альбом в музыке-Вконтакт:

ВКонтакте | ВКонтакте

Еще?