Найти в Дзене
Скифская площадь

Альбомы этого мира: Miles Davis — Bitches Brew (1969)

Текст: Игорь Скиф Не знаю, станет ли это постоянной рубрикой, все-таки подготовка подобной статьи отнимает много времени. Посмотрим. Рубрика Скифская фонотека.
Альбомы из моей фонотеки, которые уже много лет делят со мной перипетии этого мира. Miles Davis — Bitches Brew (1969) Очень интересный двойной альбом, записанный всего за три августовских дня в нью-йоркской студии звукозаписывающей компании «Сolumbia». Переломный альбом в творчестве Дэвиса, для одних — величайший прорыв, для многих знатоков джаза — чуть ли не предательство стиля. После выхода альбома один из джазовых критиков написал: «Дэвис провёл черту на песке, за которую никогда не заходили любители джаза, и некоторые не простили ему это». Вообще — вторая половина шестидесятых была сложным временем для Дэвиса: он был уже знаменит, уже почти икона Джаза, но сам джаз стремительно терял популярность среди молодого поколения: классический джаз воспринимался музыкой прошлого времени, а фри-джаз совсем не привлекал его, так как за
Оглавление

Текст: Игорь Скиф

Не знаю, станет ли это постоянной рубрикой, все-таки подготовка подобной статьи отнимает много времени. Посмотрим. Рубрика Скифская фонотека.
Альбомы из моей фонотеки, которые уже много лет делят со мной перипетии этого мира.

Miles Davis — Bitches Brew (1969)

Обложка альбома Miles Davis — Bitches Brew (1969)
Обложка альбома Miles Davis — Bitches Brew (1969)

Очень интересный двойной альбом, записанный всего за три августовских дня в нью-йоркской студии звукозаписывающей компании «Сolumbia».

Переломный альбом в творчестве Дэвиса, для одних — величайший прорыв, для многих знатоков джаза — чуть ли не предательство стиля. После выхода альбома один из джазовых критиков написал: «Дэвис провёл черту на песке, за которую никогда не заходили любители джаза, и некоторые не простили ему это».

Вообще — вторая половина шестидесятых была сложным временем для Дэвиса: он был уже знаменит, уже почти икона Джаза, но сам джаз стремительно терял популярность среди молодого поколения: классический джаз воспринимался музыкой прошлого времени, а фри-джаз совсем не привлекал его, так как зачастую базировался на банальном неумении владеть инструментами.
Дэвис с подозрением относился к появлению на вершинах хит-парадов новых джаз-рок групп типа
Blood Sweet and Tears и Chicago, предполагая (справедливо?), что они паразитируют на его приемах, которые он выкристаллизовывал десятилетиями, при этом упрощая и обертывая их в коммерческую упаковку. Но Дэвис и сам неустанно продолжал экспериментировать со звуком и отдаляться от традиционного джаза — в его музыке появляется все больше свободного построения, все больше рваного фанка… Дошло до того, что в конце 60-х, Дэвис запретил звукозаписывающей компании маркировать его альбомы как «джаз».

Изменился и его внешний вид: всего за два года он перешел от игры на сцене с акустическим квинтетом, исполняющим знакомые стандарты, до непредсказуемой джаз-банды с электричеством и полной свободой импровизаций на сцене на уровне джемов; от галстуков и дорогих итальянских костюмов «прямо из Милана» до ярких рубашек и кожаных штанов.

От галстуков и дорогих итальянских костюмов...
От галстуков и дорогих итальянских костюмов...
... До ярких рубашек и кожаных штанов
... До ярких рубашек и кожаных штанов

И вот был записан Bitches Brew.

На сегодняшний день продано свыше миллиона копий этого альбома только в США, что делает этот альбом одним из самых успешных в истории джаза. Альбом считается предтечей психоделических альбомов будущего, фундаментом стиля «фьюжн», Журнал «Rolling Stone» поместил его на 94 место в списке «500 величайших альбомов всех времён», но тогда, на момент записи, альбом шокировал всех.

На официальном сайте Майлса Дэвиса пишут так:

«Bitches Brew стал определяющим эпоху альбомом Майлза и неожиданно популярным хитом, наполненным бурными, продолжительными джемами и калейдоскопической смесью акустических и электрических инструментов; змеиными грувовыми ритмами и громкой роковой мощью. Многие поклонники джаза не приняли эту пугающую, конфронтационную атмосферу. Это вызывало и продолжает вызывать разногласия: одни принимают альбом, другие отрицают его. Но в марте 1970 года, когда альбом был выпущен, музыкальное сообщество — даже собственный продюсер Майлза — были просто ошеломлены, и название было лишь частью этого шока.»
Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Тони Уильямс и Майлс Дэйвис...
Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Тони Уильямс и Майлс Дэйвис...

О названии

Как гласит история, в ноябре 1969 года продюсер Майлза Дэвиса Тео Масеро отправил записку руководителю columbia records следующего содержания: «Майлз только что позвонил и сказал, что хочет, чтобы этот альбом назывался: „Сучье варево“ (Bitches Brew). И только так. Пожалуйста, проследите за этим.»

Есть несколько версий — откуда возникло такое название. Например, одна из версий гласит, что таким образом Майлз Дэвис высказывал признательность своим многочисленным юным поклонницам, с которыми он делил ложе, и которые охотно делились с ним информацией о популярных у молодежи стилях, музыке, моде…

Редкие минуты отдыха. 1970 год
Редкие минуты отдыха. 1970 год

Более правдоподобной мне кажется версия, которую я прочитал в статье Сергея Нечаева:

«С командой блистательной молодежи, среди которой — Чик Кориа, Джо Завинул, Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Джек Де Джоннетт, Тони Уильямс, Джон Маклафлин, а среди инструментов — ситар, Дэвис сплавляет в одно горячее варево („Сучье Варево“ — так переводится название диска) чуть ли не весь творческий багаж современного джаза с актуальной ритмикой и восточными мелодиями. Причем, в отличие от джаз-рока, музыка эта не развлекательна, но сугубо концептуальна — стремящаяся к психоделии хипповая публика не сразу, но принимает Дэвиса в свои объятия. Концерты в калифорнийских рок-залах — блистательное тому подтверждение. То, что получилось, названо всеобъемлющим термином „фьюжн“ — сплав».

Сплав — варево.

За неделю до записи Дэвис собрал участников, набросал простые линии аккордов и предложил всем играть в рамках этих аккордов все, что им вздумается. Дэвис хотел, чтобы все, что создавалось на этом альбоме, было результатом импровизационного процесса, «а не какого-то заранее спланированного дерьма».

-6

Получилось очень интересно. Получилось неприлично близко к року, но все-таки не рок. Мне нравится этот альбом своей необычностью и своей энергией.

Участники записи:

  • Майлз Дэвис — труба
    Уэйн Шортер — сопрано-саксофон
    Bennie Maupin — бас-кларнет
    Чик Кориа (Chick Corea) — электрическое фортепиано (соло в «Miles Runs The Voodoo Down»)
    Ларри Янг — электрическое фортепиано
    Джо Завинул — электрическое фортепиано
    Джон Маклафлин — гитара
    Аирто Морейро — перкуссия и куика на «Feio»
    Дейв Холланд — бас-гитара
    Harvey Brooks — электрическая бас-гитара
    Lenny White — ударные
    Billy Cobham — ударные
    Jack DeJohnette — ударные
    Don Alias — конги, ударные (только в «Miles Runs The Voodoo Down»)
    Juma Santos — шейкер, конги

Слушать альбом Miles Davis - Bitches Brew (1969)

слушать в контакте

ВКонтакте | ВКонтакте

слушать на ю-тубе

The Complete Bitches Brew Sessions • Miles Davis • 1970 (1998 re-release) - YouTube

-7

Еще?