Когда голосу требуется дополнительная помощь, важно быть хорошо отдохнувшим и в хорошей физической форме. Если голос охрип или, возможно, даже пропал, это, скорее всего, связано с зажимом горла. Зажим можно устранить, но имейте в виду, что нотам потребуется больше поддержки, чем обычно, пока зажим полностью не исчезнет.
Баланс между поддержкой и голосом
Охриплость голоса обычно вызвана дисбалансом между поддержкой и голосом. Важно восстановить этот баланс. Во всех упражнениях вы должны прислушиваться к своим ощущениям. Если что-то кажется вам неудобным или неправильным, немедленно ОСТАНОВИТЕСЬ. Попробуйте ещё раз и выясните, как выполнять упражнение так, чтобы вам было комфортно. Нормально, если упражнения требуют много энергии, но работа с голосом не должна вызывать неприятных ощущений. Если работа кажется слишком напряжённой, значит, что-то не так. Если что-то по-прежнему не так, обратитесь за советом к профессиональному педагогу, имеющему опыт оказания экстренной помощи.
Упражнения на дыхание
Сначала попрактикуйтесь в диафрагмальном дыхании. Положите обе руки на нижние рёбра, по одной с каждой стороны. Выдохните продолжительно, активно и беспрепятственно, и в то же время надавите руками на рёбра, не вызывая при этом ощущения дискомфорта. На вдохе ослабьте давление на рёбра, чтобы нижние рёбра и область солнечного сплетения максимально расширились, но не поднимали верхнюю часть грудной клетки. Вдох должен быть спокойным и свободным, не следует «надуваться». Позвольте движению рёбер вытолкнуть ваши руки. Обратите внимание, как появляется выпуклость в области солнечного сплетения. Низ живота также должен слегка расширяться, и ему не следует ни помогать, ни мешать. Расслабьтесь, выдохните и обратите внимание, как выпуклость в области солнечного сплетения исчезает по мере того, как выходит воздух. Повторите это упражнение четыре раза (см. «Дыхание»).
Постепенная поддержка и сопротивление в движении
Чтобы поддержать ноту, вы должны осознать, что поддержка – это непрерывное динамичное движение, и это движение должно сохраняться таким, как если бы оно работало против сопротивления, т. е. как будто в движении есть сопротивление. Чтобы проиллюстрировать это сопротивление, поднимите руку без сопротивления и почувствуйте работу мышц руки. Теперь сделайте то же самое, одновременно сопротивляясь движению одной руки другой. Вы почувствуете, что мышцы рук работают намного интенсивнее. Теперь точно так же поднимите руку, не сопротивляясь движению одной руки другой. На этот раз создайте сопротивление сами, чтобы движение казалось и выглядело так, будто оно работает против сопротивления. Таким образом, движение становится устойчивым и требует больше энергии.
Обратите внимание на работу мышц. Именно эта работа, как бы против сопротивления, и есть важнейшая составляющая поддержки. Это сопротивление можно сравнить с ощущением надувания воздушного шара.
Упражнения на поддержку
Сделайте раскачивающие движения поддержки, задержав дыхание. Положите одну руку на солнечное сплетение, а другую на низ живота. Втяните низ живота, в то время как выпуклость в области солнечного сплетения движется наружу. Чередуйте движения, раскачивая живот и солнечное сплетение вперёд и назад. Движения довольно небольшие, но не забудьте создать сопротивление в движении поддержки (см. «Поддержка»).
Выдохните, вдохните и на выдохе произнесите тихое «ссс». «Ссс» должно быть ровным. Обратите внимание, как выпуклость в солнечном сплетении постепенно расширяется, пока вы удерживаете звук «ссс». Выпуклость не должна уменьшаться, она должна оставаться постоянной. Также, держа рёбра расправленными, постепенно втягивайте низ живота, старайтесь выгнуть спину (но это невозможно из-за работы мышц живота) и напрягите мышцы спины. Сохраняйте ощущение задержки дыхания по мере того, как воздух постепенно выходит. Практикуйте «ссс», пока не сможете продержаться одну минуту (см. «Поддержка»). #336
Координация поддержки и звукоизвлечения
Упражнения на координацию поддержки и вокала обычно длятся от 15 до 45 минут. Трудно долго концентрироваться, а без должного внимания упражнение может принести больше вреда, чем пользы. Если вы начнёте терять концентрацию, сделайте перерыв и продолжите программу реабилитации, когда будете готовы.
Издавайте мягкие, тихие, низкие и придыхательные звуки и в то же время следите за тем, чтобы поддержка была активной и «как бы преодолевала сопротивление». Выпуклость в солнечном сплетении или мышцы талии следует напрягать постепенно по мере воспроизведения звука. Когда слабеет поддержка, слабеет и звук. Избегайте вибрато и стремитесь сделать звук как можно более ровным. Шея и горло должны быть максимально расслаблены. Только энергия опоры и её работа должны производить звук. Постарайтесь избегать любой работы в горле и не пытайтесь «помочь» звуку. Лучше не издавать ни звука, чем с такой «помощью». #337
Теперь снова издайте мягкий, тихий, низкий и придыхательный звук, но на этот раз с акцентом. Начните ноту без поддержки – а затем сделайте акцент, добавив поддержку. Подкрепите ноту поддержкой. Убедитесь, что поддержка активна и работает «как бы преодолевая сопротивление». Когда поддержка слабеет, звук слабеет. Не допускайте вмешательства горла. Прислушайтесь к разнице звука до и после акцента. Акцентированная часть более мощная, чем первая часть. Поменяйте гласные. #338
Поставьте больше акцентов в ноте. Опять же, не используйте поддержку в первой части ноты, а используйте её для создания акцентов. Избегайте вмешательства со стороны горла. Разделите поддержку на несколько акцентов, сэкономив часть поддержки на первых акцентах. Обязательно подготовьте достаточную поддержку для каждого акцента, в том числе и для последнего. #339
Теперь сделайте звук более чётким и менее придыхательным. Постепенно добавляйте больше тона и сохраняйте ту же координацию между звуком и поддержкой. Не допускайте никакой активности в горле и экономьте свою поддержку, чтобы её хватило на все запланированные вами ноты. Начинайте упражнение с одним акцентом и постепенно делайте их больше. #340
Если вы почувствуете, что появляется зажим, вернитесь к первому упражнению с мягкими, придыхательными звуками.
Когда упражнения с непридыхательным, чистым звуком начнут казаться вам приятными и лёгкими, переместите акцентированную ноту немного выше. Поддерживайте ту же координацию между звуком голоса и поддержкой, как описано ранее, и не «помогайте» ноте активностью горла. Опять же, вы должны экономить свою поддержку, чтобы её было достаточно для запланированной вами ноты. Постепенно продвигайтесь выше. Начните с одного акцента и постепенно делайте их больше. #341
Время от времени вам следует возвращаться к упражнениям с мягким дыханием, чтобы убедиться, что вы не создаете зажим вокруг голосовых связок.
Когда голос станет легче, и вы сможете издавать чистый звук без придыхания без зажима горла, вы можете приступать к обычной тренировке.
Упражнения с гласными
Начните с нижней части диапазона и пойте звукоряд из пяти нот вверх и вниз на гласной «EE» (как в «see») или «OO» (как в «you»). Выберите тот режим, который кажется вам проще всего (обычно Нейтральный или Кёрбинг). Не будьте слишком осторожны, убедитесь, что ноты имеют достаточно поддержки и вы поёте с комфортной громкостью. Используйте ту гласную, которая кажется вам самой лёгкой, чтобы издать чистый и непридыхательный звук. Сохраняйте ту же координацию между звуками голоса и поддержкой без какой-либо работы или помощи со стороны горла. Опять же, экономьте свою поддержку, чтобы её хватило на все ноты. Сэкономьте энергию для самой высокой ноты, чтобы в этой части у вас было достаточно сил, чтобы ещё немного вытолкнуть выпуклость в солнечном сплетении. Постепенно поднимайтесь выше и убедитесь, что все ноты звучат хорошо. #342
После этого пропойте гамму вверх и вниз на гласные «EE» или «OO». Убедитесь, что вам помогает только поддержка, а не что-либо другое. Обязательно экономьте силы, чтобы энергии хватило на высокие ноты. Не забывайте петь чётко и не сдерживайтесь. Все ноты должны иметь хорошее качество звучания и не содержать воздух настолько, насколько это возможно. Транспонируйте упражнение вверх на полтона. #343
Когда «ЕЕ» или «ОО» станут непридыхательными и ясными, и вы сможете контролировать высокие ноты, вернитесь к упражнению со звукорядом из пяти нот в нижней части диапазона и измените гласные на «I» (как в «sit») или «О» (как в «woman»). Попрактикуйтесь в произнесении «I» и «O», сравнивая их звучание со звуками «EE» и «ОО». Стремитесь к тому же, непридыхательному звуку на новых гласных. Позже практикуйте «EH» (как в «stay») и «OH» (как в «so»), и, наконец, «A» (как в «and») и «AH» (как в «far»). Сделайте это в Нейтральном режиме или не забудьте выбрать правильные гласные для других режимов.
Наконец, пропойте гаммы вверх и вниз в различных режимах. Сделайте это в Нейтральном режиме или не забудьте выбрать правильные гласные для других режимов. Транспонируйте упражнение вверх на полтона. #344
Теперь голос должен быть в порядке и звучать, как раньше. Однако обратите внимание, что ноты, скорее всего, потребуют большей поддержки, чем обычно.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK