Добавление воздуха к голосу (субтон) может быть очень утомляющим, если не соблюдаются три основных принципа (см. «Форсирование»). В этой главе будет рассмотрено контролируемое использование придыхательных звуков, которые при правильном применении столь же безопасны, как и другие эффекты.
Добавленный воздух появляется на уровне голосовых связок, уровень 1 (см. «Различные уровни речевого тракта»).
Добавление воздуха к голосу обычно создает впечатление интимности и близости и часто используется, когда вы тихо поёте в Нейтральном режиме в области микрофона 1, когда микрофон поднесен близко ко рту. Например, когда высокие частоты голоса с придыханием смешиваются с усиленными басами, широкий, мягкий звук усиливается и придает «телесность» хрупкому и лёгкому женскому голосу.
Добавленный воздух можно использовать ТОЛЬКО в Нейтральном режиме. Поэтому его можно использовать только на малых громкостях. Вы можете подумать, что услышали, как к громкому голосу добавляется воздух, но вы должны понимать, что в современных студиях звукозаписи к голосам добавляются эффекты, чтобы они ЗВУЧАЛИ так, как будто к ним добавлен воздух, например, трек с шепотом песни может смешиваться с громким металлическим пением. Это может звучать так, будто вы поёте с воздухом в металлическом режиме на большой громкости. Не обманывайтесь этим. Использование добавленного воздуха в металлическом режиме или на большой громкости вредно для голоса.
Воздух появляется в голосе только тогда, когда он проходит через голосовые связки при воспроизведении вокального звука. Если пропустить слишком много воздуха, это может ухудшить эффективность работы связок, утомить голос, а вы слишком быстро выдохнетесь. С правильной поддержкой вы можете уменьшить количество проходящего воздуха и при этом сохранить его достаточно для создания эффекта добавленного воздуха, гарантируя при этом свободу работы голосовых связок. Таким образом, добавленный воздух не вредит голосу. Петь с добавлением воздуха можно во всех частях диапазона, со всеми окрасками звука и на всех гласных, но только в Нейтральном режиме.
Если вы используете явный тванг вместе с воздухом, это может сделать добавленный воздуха более слышимым.
Певцы, которые используют или использовали добавленный воздух (субтон)
The Bee Gees, Michael Bolton, Mariah Carey, Art Garfunkel, Astrud Gilberto ("The Girl From lpanema"), Whitney Houston, Julio Iglesias, Enrique Iglesias, Marilyn Monroe, Diana Ross, Dusty Springfield, Sarah Vaughan и Dionne Warwick.
Управление Нейтральным режимом
Прежде чем экспериментировать с добавлением воздуха в голос, необходимо уметь управлять Нейтральным режимом. То есть вы должны уметь использовать режим во всех частях диапазона, со всеми звуковыми окрасками, гласными и на небольшой громкости. Прежде чем приступить к добавлению воздуха в голос, вы также должны уметь убирать непроизвольное придыхание с очень тихой громкости (pp). По сути, это означает, что вы должны сначала уметь контролировать все ноты, гласные, громкость и окраску звука в Нейтральном режиме БЕЗ воздуха. Если вы сможете это сделать, то можете с уверенностью сказать, что придыхание возникает не из-за слабой техники.
Когда вы будете в этом уверены, что можете управлять Нейтральным режимом, попробуйте выпустить вместе с нотой небольшое количество воздуха. Обратите внимание, что на самом деле вам нужно выпустить лишь небольшое количество воздуха, чтобы получить придыхательный звук. Если вы увеличите количество воздуха, вы не добьётесь более придыхательного звука, а только форсируете голос, что может нанести вред и вызвать дискомфорт.
Найдите добавленный воздух
Не забывайте практиковаться в добавлении воздуха только в Нейтральном режиме.
Спойте тихую ноту на гласной «AH» (например, «far») на удобной высоте. Теперь попробуйте добавить к ноте больше воздуха, не уменьшая поддержку и не вызывая зажима. Вместе с нотой раздастся мягкий шипящий звук. Изначально убедитесь, что этот звук намного тише ноты. Если шипящий звук громче ноты, прекратите упражнение и начните снова с немного более громкой ноты (всё ещё в Нейтральном режиме). Добавление воздуха в голос не должно отличаться от пения без добавления воздуха. Единственное отличие состоит в том, что может возникнуть ощущение, будто голосовые связки слегка расслаблены и воздух может проходить. Должно возникнуть ощущение, будто вы поёте в Нейтральном без воздуха, но с небольшим добавлением воздуха. Однако, если вы пропустите через связки слишком много воздуха, это ощущение исчезнет. Найдите точное количество воздуха, которое нужно добавить. Поддерживайте ноту с добавлением воздуха в течение относительно долгого времени и почувствуйте необходимое количество энергии поддержки.
Пропойте три ноты вверх и вниз с добавлением воздуха и сконцентрируйтесь на пении нот так же, как в Нейтральном режиме без воздуха. Представьте, что вы используете то же количество поддержки, что и обычно, плюс ещё немного, чтобы поддерживать добавленный воздух. Обратите внимание на дополнительную поддержку, необходимую для добавления воздуха. Когда вы ознакомитесь с этой дополнительной поддержкой, вы можете в любой момент добавить воздух в Нейтральном режиме, если вы добавите дополнительную поддержку.
У вас могут возникнуть проблемы с сохранением добавленного воздуха, особенно в верхней части диапазона. Основная нота может даже исчезнуть. Если это произойдет, вернитесь в Нейтральный режим без воздуха и выполните то же упражнение. Вы, вероятно, обнаружите, что нота требует большей поддержки, чем ожидалось. Вернитесь к упражнению с добавленным воздухом и примените усиленную поддержку ПЛЮС небольшую дополнительную поддержку, необходимую для поддержания воздуха, добавленного к голосу.
Используя светлые звуковые оттенки и явный тванг вместе с воздухом, можно создать впечатление большего количества воздуха. Практикуйтесь в пении с добавлением воздуха, с небольшим или большим количеством тванга, как с тёмными, так и со светлыми звуковыми окрасами.
Если вы хотите поэкспериментировать с тем, насколько громко вы можете петь с добавлением воздуха к голосу, вы должны следовать трём основным принципам здорового использования голоса и убедиться, что вы знаете свой голос настолько хорошо, что чувствуете момент, когда вы выходите за пределы его возможностей.
Упражнения на добавленный воздух
Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то не так. Обращайте внимание на эти сигналы!
Помните:
- Вам всегда должно быть комфортно петь.
- Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
- Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.
Практикуйтесь добавлять воздух в голос так же, как вы практикуете Нейтральный режим. Практикуйте звукоряды из трёх и пяти нот, гаммы, интервальные скачки и арпеджио. Используйте различные гласные, окраску звука и громкость. Будьте осторожны и не пойте слишком громко с добавлением воздуха, поскольку это звучит неестественно и отнимает много сил у большинства певцов. Если громкость слишком велика, вы рискуете форсировать голос, что может испортить вашу технику и напрячь голос. #285
Разучите песню в Нейтральном режиме с воздухом. #67
Когда добавить воздух в голос сложно
В некоторых странах, например, в Скандинавии певцам легко добавить воздух в голос, поскольку они почти всегда добавляют немного воздуха в голос при пении в Нейтральном режиме. Звук, полностью лишённый воздуха, обычно требует от этих певцов обширной и регулярной практики.
Если вам трудно добавить воздух в голос, возможно, это связано с тем, что у вас от природы голос без придыхания или вы привыкли петь или говорить в металлическом режиме.
Если вы чувствуете, что вам трудно добавить воздух, можно начать с шёпота. Шепчите гласную и постепенно добавляйте всё больше и больше вокального звука. Чем больше звука вы добавляете, тем меньше воздуха вам нужно оставить, чтобы избежать вредного воздействия на голос. Поэтому убедитесь, что нота различима, а добавленный воздух является лишь второстепенным звуком по сравнению с нотой. Позже, когда вы сможете контролировать воздух в голосе, вы сможете менять баланс нот и воздуха по своему усмотрению.
Если вы поёте в металлическом режиме, даже ПОПЫТКА добавить воздух в голос может нанести вред. Обязательно используйте Нейтральный режим, когда тренируетесь добавлять воздух в голос.
Предостережения
Не забудьте использовать только Нейтральный режим, если хотите добавить воздух.
Также не забывайте практиковать Нейтральный режим БЕЗ добавления воздуха в голос, чтобы добавленный воздух не начал появляться непроизвольно.
- Вам следует практиковаться в добавлении воздуха в голос только в том случае, если вы можете без проблем управлять Нейтральным режимом.
- Не забывайте соблюдать три основных вокальных принципа.
- Будьте осторожны и не пойте в металлическом режиме с добавлением воздуха, так как это может вызвать сильный зажим голоса, что может привести к повреждению голоса.
- Чем выше вы поёте с добавлением воздуха, тем больше поддержки требуется.
- Не пойте слишком громко с добавлением воздуха, так как это форсирует голос, что может быть очень утомительным и вызывать дискомфорт.