Найти тему
Вокальная библиотека

Поддержка

Оглавление
Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.

Преимущества эффективной поддержки

Поддержка (опора) – один из главных элементов всех видов пения, независимо от музыкального стиля. Чтобы улучшить свою вокальную технику, вам необходимо глубокое понимание поддержки.

Эффективная поддержка имеет множество преимуществ:

  • более длинные ноты;
  • ровное и точное звукоизвлечение;
  • более широкий диапазон;
  • нет охриплости или срывов, не портится голос;
  • большая громкость;
  • контроль вибрато;
  • контроль интонации.

Задержка выдоха

Многие певцы думают, что пение – это вытеснение воздуха. Но если вы выпустите воздух слишком быстро, то петь вы будете недолго. Всякий раз, когда вы говорите или поёте, вам приходится задерживать воздух. Для большинства людей выдох – это бессознательный процесс, контролируемый диафрагмой, которая просто расслабляется и быстро выпускает воздух. Однако певец должен сознательно и активно участвовать в управлении выдохом – этот процесс известен как поддержка. Поддержка требует как физической силы, так и контроля.

Почувствуйте движение воздуха

Поднесите тыльную сторону ладони ко рту и выдохните. Почувствуйте движение воздуха на руке. Теперь добавьте ноту на таком же выдохе, как и раньше. Послушайте, насколько слаба и переполнена воздухом эта нота. Теперь спойте более мощный и звучный тон, и вы почувствуете, что выдыхаете меньше воздуха. Итак, чтобы издавать звучные, мощные ноты, вы должны придерживать воздух, а не выпускать его сразу.

Форсирование

Попытка воспроизвести мощные ноты на чрезмерно большом потоке воздуха называется «форсированием». Это очень утомительно и обычно сильно портит голос. Вы можете распознать «форсированные» ноты, услышав, что в голосе присутствует воздух, хотя звук довольно мощный. Также вы можете почувствовать воздух на руке, если подносите её ко рту во время пения. Если певец «форсирует», он не сможет петь долго, т.к. вскоре голос «утомится» или появятся болезненные ощущения.

Пойте, придерживая дыхание, чтобы избежать «форсирования». Вы почувствуете, что поток воздуха уменьшается на руке перед ртом. Попробуйте представить, что вы «поёте про себя» или что вы «пьёте, пока поёте». Вначале звуки часто будут менее громкими, но это естественно. Продолжайте практику и вскоре вы сможете петь более мощно без заметной утечки воздуха.

Поддержка при разговоре и пении фактически является продолжением «естественной поддержки», которую вы используете в повседневной жизни, например, когда собираетесь кашлять или отругать кого-то. Обратите внимание, что вы задерживаете дыхание, словно пытаетесь собрать дополнительную энергию как раз перед тем, как всё вырвется на свободу. Другими словами, пение и речь – это, скорее, задержка дыхания, чем просто выдох.

Почувствуйте силу диафрагмы

Почувствуйте сопротивление диафрагмы, с которой вы, как певец, боретесь, когда она хочет выпустить воздух. Вдохните, задержите дыхание надолго и почувствуйте огромную силу, которая накапливается, когда диафрагма пытается выпустить воздух. В конце концов, диафрагма окажется «сильнее» вашей воли, и, даже если вы этого не хотите, она выпустит воздух. Вы можете лишь частично контролировать диафрагму и, очевидно, не сможете задерживать дыхание до смерти. Итак, задержать дыхание сложно, а выпустить воздух легко.

Упражнение со свечой

Первые итальянские преподаватели вокала хорошо осознавали важность поддержки. Перед ртом певца ставили зажжённую свечу, чтобы проверить насколько хорошо работает поддержка. Испытание заключалось в том, что пока вокалист пел, пламя не должно было мерцать – настолько мало воздуха он должен был выпускать. Вот насколько идеально певцы должны контролировать своё дыхание. Чем меньше воздуха выйдет, тем лучше будет звучать голос. (Это также относится к пению с добавлением воздуха к голосу – см. «Добавленный воздух»).

Естественная поддержка развивается постепенно по мере взросления. У маленьких детей диафрагма определяет, когда следует сделать вдох. Когда дети начинают говорить, они не очень хорошо умеют задерживать дыхание, поэтому во время разговора у них появляется одышка, и они ломают слова в неожиданных местах.

Не вдыхайте слишком много воздуха

Диафрагма усердно работает, пытаясь выпустить воздух, особенно если вы вдохнули слишком много. Вы, конечно, должны вдохнуть достаточно, чтобы хватило на длинную ноту или фразу, но, если вы вдохнёте слишком много, вы не получите пользы от дополнительного воздуха, поскольку давление диафрагмы соответственно увеличится. Хотя с большим количеством воздуха будет проще громко петь, нужно быть очень сильным физически, чтобы контролировать давление диафрагмы. Только отдельным Вагнеровским певцам действительно нужно наполнять лёгкие таким количеством воздуха, т.к. им необходимо добиваться максимальной громкости, и они обладают необходимой силой, чтобы сдержать воздух. Вы должны осознавать, сколько воздуха вам нужно и сколько физической силы у вас есть, чтобы сдерживать его. Вы можете заметить, что разные песни нуждаются в разной степени поддержки. Практикуйте дыхание комфортным для вас количеством воздуха, пока это не станет естественным.

Одна из причин возникновения проблем с дыханием может быть связана с тем, что певец не расходует воздух полностью, но пытается вдохнуть ещё больше. Это часто вызывает зажим из-за повышенного давления со стороны диафрагмы, поскольку в лёгких слишком много «старого» воздуха. Спойте несколько фраз из песни и, когда почувствуете необходимость вдохнуть, выдохните вместо этого. Обратите внимание, оставался ли в ваших лёгких воздух, который вы не использовали.

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK