Найти тему
Зоя Никольская

Орфей в аду

Оглавление

Любите ли вы театр? А оперу? А оперетту? Не можете же вы не любить, например, канкан! Особенно, когда его танцуют под музыку Оффенбаха.

Каждый год 31-го декабря мы с мужем идём нет, не в баню, - в оперу. И вчера мы пошли туда же. У нас тут нет отдельного от оперного театра оперетты, и все оперетты идут в оперном театре. Оперетта, которую мы смотрели, называется «Орфей в аду», композитора зовут Оффенбах. Несмотря на то, что он рождён немецкими евреями в Кёльне (тогдашняя Пруссия) и родители назвали его Якобом, он считается французским автором и зовут его Жаком, на что есть веские основания: он жил с 18 лет в Париже, в Париже стал известным, там и скончался.

Миф

В Древней Греции был миф об Орфее и Эвридике. Орфей был сыном бога Аполлона. Аполлон дал ему лиру, и Орфей играл на ней божественно. Однажды Орфей увидел Эвридику, женщину необычайной грации и обаяния. Он полюбил её и женился на ней. Они жили счастливо до тех пор, пока не позвали Гименея благословить их брак. Тот предрёк им недолгое счастье. Эвридика пошла в лес, стала танцевать с нимфами, её увидел пастух Арестей, стал её преследовать, она убегала от него, но её укусил змей, и она умерла. Орфей очень горевал по своей любимой, его лира плакала. Наконец, он решил спуститься в царство Плутона Аид, чтобы забрать свою Эвридику. Он очаровал своей играой Плутона, и тот пообещал отдать ему Эвридику, но при одном условии: Орфей должен был идти перед Эвридикой и не оглядываться на неё, пока они не выйдут на поверхность земли. Орфей не знал, что Эвридика была тенью, что она могла стать снова полнокровной женщиной только на земле. Не слыша её шагов за собой, Орфей перед самым выходом из царства мёртвых обернулся - и навсегда потерял Эвридику.

Орфей Оффенбаха

Оффенбах превратил Эвридику в неверную жену, заставил ссориться с Орфеем. Когда Эвридика умерла, Орфей не хотел за ней идти. Персонаж Общественное мнение заставил его идти искать свою жену. Орфей спустился в ад к Плутону. Туда же с Олимпа пришёл Юпитер, боги стали ссориться из-за Эвридики. Ни тот ни другой не смог заполучить её себе. Они отдали Эвридику Орфею, с тем же условием, что и в мифе: Орфей не должен был оглядываться. Юпитер запустил молнию, Орфей оглянулся, Эвридика стала вакханкой и вернулась в ад, а довольный Орфей вернулся на землю. Так было у Оффенбаха.

Орфей в норвежском аду

Нам показали современный норвежский вариант.

Персонаж Общественное мнение стал группой голых мальчиков во главе с голым же дядей. Голые были костюмы, в которые они были одеты. У дяди язык был без костей: тараторил он не хуже булгаковского конферансье, от его пошлостей тошнило ничуть не меньше. На сцене же в прямом смысле тошнило Эвридику от музыки Орфея - ей подвластные дяде мальчики подставляли ведро, чтоб было куда опорожнять поднявшуюся со дна желудка массу. Самого конферансье - лидера группы голых мальчиков - тоже тошнило, и тоже от музыки Орфея, который, к слову, играл вовсе не на лире, а на скрипке.

(Вообще это вот с тошнотой, похоже, популярный норвежский театральный приём. Помню, много лет назад, когда ставили в Новом Театре Хармса, там тоже персонажей очень натурально тошнило прямо на сцену.)

Эвридика изменила Орфею с пчеловодом Арестеем, который оказался переодетым Плутоном. Он все время смеялся в своих ариях: ха-ха-ха. Заканчивался ха-ха-ха-пассаж непременным упоминанием, что перед ха-ха-ха следовало «му». И у Плутона-Арестея, и у Юпитера сила заключалась в невероятно длинном члене, который они наматывали на руку и которым поющие свои арии женские персонажи пользовались как микрофоном. Своим членом-змеем Плутон убил Эвридику, заставив её перед смертью написать записку Орфею. Орфей записку прочёл, обрадовался освобождению, но голый лидер убедил его пойти за своей женой. И Орфей пошёл почему-то не в ад, где место всем изменницам, а на Олимп к богам. Где разыгрывалась свара: женский коллектив, сплочённый под лозунгом «me too», выступил с предъявой Юпитеру: ты, мол, сексист, домогался женщин и всё такое.

Попав на Олимп, Орфей оказался в компании с Плутоном и Юпитером, и они все вместе с бунтовщицами отправились домой к Плутону в его Аид - Эвридика пребывала там. Женский коллектив лишил Юпитера его мужской силы - огромный член отправился в небо на глазах у публики. Юпитера женщины превратили в муху (как и у Оффенбаха). С мужчинами было покончено, над ними теперь можно издеваться, сколько и как угодно, и за это ни одной ничего будет. Эвридика изнасиловала беззащитного муху-Юпитера - инициатива перешла к женщинам в этих вопросах. Чертовки бзрадостно танцевали канкан в масках черепов.

Орфею сказали, чтоб брал свою Эвридику и шёл подобру-поздорову, но что, если обернётся, то потеряет её. Казалось бы, Орфей должен был бы обернуться - он всё время подчёркивал, что не хочет он Эвридики, но логики нет ни в жизни, ни тем паче в оперетте: Орфей не оборачивался. И тут в помощь явился каким-то образом член Юптера, правда, только малый его кусок, да и тот весь скрюченный. Этот скрюченный предмет засунули Юпитеру же за резинку трусов. И вот одна из женских персонажей выхватила этот кусок и пульнула им яко стрелой-молнией в спину Эвридики. Орфей оглянулся - Эвридика вернулась к ставшим своими женщинам в аду. Все довольны, все смеются.

Один философ заметил, что смех возникает, когда несего сказать. Да и что тут скажешь? Гомосексуалистская религия победила реальную жизнь, нет больше возможности понимания - потому что нет больше иерархии, всё хорошо, плохого, как бы плохо оно ни было, нет. Нет любви, нет верности, нет радости.

Но в победе кроется поражение. Дальше неизбежный круговорт веществ в природе. По законам физики.