Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Окраска звука и режимы

Оглавление

На диаграмме ниже вы можете видеть, что с точки зрения окраски звука металлические режимы (Кёрбинг, Овердрайв и Эдж) гораздо более ограничены, чем неметаллический Нейтральный режим. В металлических режимах возможны более тёмные окраски звука в режимах Овердрайв и Кёрбинг, тогда как Эдж даёт более светлые окраски звука. Эта диаграмма также показывает, что чем выше тон, тем светлее получаются оттенки звука (особенно у женщин). Чем ниже высота звука, тем темнее возможны звуковые окраски. Если, например, вам нужен максимально тёмный оттенок звука в нижней части диапазона, вы можете выбрать между Нейтральным, Кёрбингом и Овердрайвом. Если вам нужен максимально светлый оттенок звука в средней части голоса, вы можете выбрать между Нейтральным, Кёрбингом и Эджем. Если вам нужен тёмный оттенок звука в верхней части диапазона, женщины могут выбрать только Нейтральный, а мужчины – любой из четырёх режимов.

Предупреждение

Важно помнить, что чем темнее окрас металлического режима (Кёрбинг, Овердрайв или Эдж), тем выше риск срывов и зажима. Обычно, безопаснее окрашивать звук в более светлые оттенки. Если вам нужен звук Эджа, но не его громкость, вы можете выбрать Кёрбинг. Если вы хотите петь ещё тише, выберите Металлоподобный Нейтральный (см. «Переходы между режимами»).

Выбор окраски звука

Если вы хотите убрать звук переходов или изменений режимов, чтобы весь вокал звучал более или менее одинаково, проще всего это сделать, выбрав тёмный окрас звука. Это хорошо слышно в классическом вокале, где все переходы и изменения между режимами делают незаметными и замаскированными.

-2

Если вы выберете отчетливо металлический звук, который часто используется в популярной музыке, женщинам будет легче избежать резких слышимых изменений между режимами, выбирая светлые оттенки звука, а не тёмные. Например, тёмный окрас в Овердрайве можно получить только в средней части диапазона на Bb4 для женщин и на G4 для мужчин (в верхней части диапазона). Чтобы продолжать петь выше, необходимо менять режимы, а сделать это неслышно невозможно, если использовать тёмный окрас звука (но не такой тёмный, как в классическом вокале). Если вы смените режим на Нейтральный, при переключении с металлического звука на неметаллический будет слышен срыв (брейк). Но Кёрбинг и Эдж тоже бесполезны, так как в этих режимах нет тёмной окраски звука в верхней части диапазона. Поэтому вам придётся выбрать светлый окрас в Овердрайве вместо тёмного, чтобы было проще петь в верхней части диапазона без слышимых изменений. Вы всегда должны учитывать, насколько высоко поднимается песня, прежде чем выбирать тёмный окрас звука – если только вы не хотите изменить звук по художественным соображениям.

Сделайте переходы проще

При использовании отчетливо металлических звуков, используемых в популярной музыке, полезно попытаться добиться одинакового звучания режимов. Сделав оттенки звука режимов похожими друг на друга и имея возможность незаметно переключаться между ними, вы можете выбрать самый простой режим для того, что вы поёте. Это лучше, чем жёстко придерживаться режима и доводить его до предела. Некоторые звуки находятся в граничной зоне одних режимов, но в центре других. Поэтому вам следует выбирать режим, у которого центр ближе, а затем экспериментировать с его окраской, пока не получите желаемый звук.

Вам следует быть осторожными, экспериментируя с пением слишком близко к краю граничной зоны режима, разве что вы без проблем управляете различными режимами, следуете трём основным принципам здорового использования голоса и знаете свой голос достаточно хорошо, чтобы понимать, когда вы выходите за пределы его возможностей.

Пример: Металлоподобный Нейтральный

Возможно, вам захочется петь тихо и в то же время с металлическим характером. Однако вы не можете использовать металлические режимы на такой малой громкости, поскольку это может вызвать зажим. Поэтому вам придется петь в Нейтральном режиме без воздуха, сужать надгортанную воронку и уменьшать речевой тракт, чтобы получить окраску звука, близкую к светлому металлическому режиму. Попрактикуйтесь в переключении между светлым и максимально тихим металлическим режимом – именно этот звуковой окрас, похожий на Нейтральный без воздуха, на относительно высокой громкости позволяет сделать переход незаметным. Как только переход станет комфортным, и вы сможете добиться одинакового звучания в обоих режимах, продолжайте использовать Нейтральный режим без воздуха, сохраняя окраску звука на меньшей громкости. Таким образом, вы сохраняете звук, близкий к режиму «светлый металлик», но с гораздо меньшей громкостью. Фактически это Металлоподобный Нейтральный (или, в частности, Нейтральный, похожий на Кёрбинг) (см. «Металлоподобный Нейтральный»).

Режимы в классическом вокале

На схеме ниже вы можете увидеть режимы, используемые в классическом вокале в различных частях диапазона для мужчин и женщин.

Например, если классическая певица хочет петь очень громко («ff» или «фортиссимо») в средней части диапазона, она обычно выбирает Кёрбинг (тёмный окрас звука делает Кёрбинг громче). Если классический певец-мужчина хочет петь очень громко в средней части диапазона, он обычно выбирает Овердрайв. Если он хочет петь очень громко на верхней «До», он обычно выбирает Эдж.

-3

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK