Где-то в междуречье нижегородских рек Керженец и Ветлуга расположено большое небольшое озеро Светлояр. На церковный праздник Крещение Господне, и в тоже время на народные славянские Водокрещи собираются сюда люди принять таинство очищения водой, приобретающей целебную силу духовного и телесного оздоровления.
В любой традиции наиболее значимым является вечер накануне праздника, когда заканчиваются Святки. Уже в ночь совершается освящение водоёмов, начинаются купания в иордани для одних и в проруби для других, начинающих с этого момента готовиться к традиционным зимним свадебкам.
Дела давнишние, дела житейские, на сей известный праздник случилось побывать в этих святых местах и нам, двум семейным парам, приглашённым третьей. Хозяева по имени Егор и Елена, позвавшие нас в гости, имели «воскресный», как они его называли, домик в одной из ближайших деревешек. То есть, по сути, являлись для сельчан семьёй дачников, наведывающихся на малую родину по выходным да прочим праздникам, ну и проводящим здесь некоторые отпуска.
Егор был потомком местных набожных старообрядцев, но, как человек светский, уже отошёл от строгих религиозных традиций. Зато в соседях проживала одинокая старушка, наши друзья называли её непривычно для уха – тетуся Афья. Приезжая в деревню, Егор с Еленой привозили тетусе разные продукты, часто баловали подарками и постоянно звали к столу. Она никогда не отказывалась. Сколько тетусе Афье было отроду, узнано нами не было, но в разговорах проскользнуло, что нянчила она ещё родителей нашего друга, никакого христианства не придерживалась, а жила староверческими языческими устоями.
Тетуся Афья представала неутомимым таким сельским живчиком. Низенькая, сухощавенькая старушка, лёгкая на подъём и скорая на острое, хотя и не злое словцо. Была она просто кладезью былин и разных интересных историй, и первым же вечером накануне праздника рассказала былинку о затонувшей в озере Светлояр веси Китежке.
Говорок тетуси Афьи был интересен нашему уху множеством непонятных слов, но суть историй была понятна. Легендарный Китеж-град в тетусиной былине назывался весью Китежью, которая привечала множество малых теремков и немало высоченных двувспольных теремов, крыши которых имели «вострые луковишки на все четыре стороны». И «не было в той веси ни бояр ни голодья, а соживали промысловики да ремесленники». Далее былина повторяла примерно тот же сюжет, что известная легенда об канутом в воды озера граде Китеже.
Тетуся Афья, собственно, и увещевала нас съездить на озеро Светлояр, что в двадцати верстах от её родимой деревешки, и обязательно окунуться в ледяной просек лицом на все четыре стороны. Первыми на уговоры поддались, как ни странно, наши жёны, до той поездки о крещенских купаниях даже намёками не помышлявших.
Имелась в россказнях тетуси Афьи какая-то затягивающая нить, приворожившая сознание в первую очередь наших молодых неподатливых женщин. «Коли примерещатся вам вострые луковишки теремов веси Китежи – знай, примысливай желания!» – напутствовала тетуся Афья. «Как же мы увидим эти луковишки, если озеро во льду?» – спрашивали наши жёны. «Кому просветлится, тому и примерещится!» – успокаивала тетуся, тогда сели мы в машины и поехали.
Крещенские купания на озере Светлояре собирают множество народу. И сходни тут досочные оборудованы, иордань в виде креста во льду выпилена, и безопасная деревянная купель в воду погружена, священники, спасатели, купальщики и прочие зеваки – людей просто тьма-тьмущая. Не протолкнёшься. Всем хочется оздоровиться и омолодиться силою крещенской воды.
Приехали, оставили машины на подъездной дороге, нашли обходную лесную тропу и двинулись по ней вокруг озера на противоположный берег. Многие люди из местных, не принимавших суету возле церковной иордани, рубят себе проруби по всей окружности Светлояра и окунаются в них. Наша компания была научена тетусей Афьей не примыкать в общую очередь на купель, и было наказано, по каким приметам найти просек по льду, рубленный её единоверцами.
И вот идём мы, значит, по окружной тропе, в руках пара термосов с горячим чаем. Морозец кусачий, горячий напиток после купаний будет кстати. Прошли несколько натоптышей, сходных к прорубям с малыми группами людей, ищем по указанным приметам свою купель и открываем такую картину. Метрах в пяти от тропы на раскладном стульчике спиною к нам сидит выразительных телес мужчина, из одежды на нём видны только плавки, норковая кепи и едва накинутая на плечи дублёнка. Перед мужчиной раскладной же столик с початой бутылкой водки и нехитрой закусью, от столика натоптыш к круглой проруби, возле которой голышом стоят и дрожат три худосочных и изрядно замёрзших паренька хулиганских повадок. На одном из них маска для подводного плавания, стоят они и нерешительно мнутся перед очередным погружением.
«Нырнёшь, по дну не елозь, воду не баламуть, иначе ничего не разглядишь!» – хриплым прокуренным голосом командует голышам этот мужчина, понимаем, что их криминальный вожак. Мы к вожаку, вроде бы с добрыми намерениями, дорогу уточнить, паренькам чаю горячего предложить или может помочь чем иным, но вожак даже не обернулся. Лишь огрызнулся затылком в нашу сторону: «Идите, куда шли! У нас тут своя поляна!»
Не желая конфликтовать, двинулись дальше. Скоро вышли на указанное тетусей капище, четыре резных столба с ликами языческих идолов, от коих простилался натоптыш к староверческой купели. Спустились, возле суетятся два мужичка. Не подпускают нас, тоже отваживают, но услышав, что пришли мы по приметам тетуси Афьи, сразу стали приветливыми, разговорчивыми, помогали окунаться в квадратную, кстати, прорубь и подсказывали череду сопутствующих ритуалов.
Устои староверов велели не просто залезть в прорубь и четырежды окунуться, а окунуться лицом в одном направлении, вылезти и обежать соответствующую направлению верею с тёсанным ликом, затем повторять кунания лицом в другие стороны, с кружениями вокруг сонаправленных идолов. Неведомо, что двигало нашими жёнами, они безропотно выполняли всё, что велели делать мужички. А мы, мужья, тоже какою-то неведомою силой вились следом за жёнами. Приворожка Афьина видимо возымела власть над нашим разумом и всецело его захватила.
Скажу вам честно, на третье кунание уже ни мороз, ни температура воды не вызывали окоченения. Ритуал подошёл к концу, испили горячего чая, заваренного тетусей Афьей, выяснилось, с какими-то травами. После чего почуяли, как тела наши словно воспарили над землёй, головы просветлели, невесть откуда взялись свежие силы, пробудившие иные мироощущения. Хотя и не видел никто из нас никаких вострых луковишек, но когда бы ещё такое чувство испробовать?
К машинам возвращались тою же тропой, снова увидели вожака с подручными ныряльщиками. Они уже были одеты, довольны, веселы, пили горячительное и смачно дербанили закусь. Хотели пройти мимо, но были остановлены вожаком и приглашены к их столику. «Это вас я давеча спровадил? Нельзя людей в такой день обижать. Не держите зла, лучше присоединяйтесь к нашей поляне. Каким харчем сами богаты, тем и с вами поделимся!» – дружелюбно прохрипел вожак.
Выпивать горячительные напитки с новыми знакомыми мы, естественно, не стали, зато разговорились, обменялись историями. Вожак поведал, события разворачивались так: пришли они купаться в святом озере, вырубили прорубь, первым залез омолаживаться чудодейственной водицей он - вожак. Возможно это был вор-законник, авторитетный человек как минимум трём подручным паренькам. Окунулся авторитет раз, второй, третий и только потом заметил, что утопил крест. Вот и сидел злой да нелюдимый, пока подручные ныряли и искали пропажу.
«Потому что крест не просто золотой, а напильный!» – возгордился авторитет, распахнул дублёнку и показал на груди золотой крест с филигранным обводом искуснейшего пиления, высотою сантиметров пятнадцать. «Вот оттого и был я давеча сам не свой, пока пареньки мои ныряли да по дну его выщупывали!» – зачем-то оправдался в завершение рассказа авторитет.
На такой ноте открытости, мы тоже решили рассказать свою историю. Послушал нас авторитет, потом вдруг встал, скинул дублёнку и по пояс оголил расписное тело. «Коли праздник такой великий, чудесами одаряющий, значит, увидеть вам, что должно примерещиться! Загадывайте свои желания, пока я добрый!» – стоял перед нами и сиял авторитет. Торс его был весь покрыт татуировками, пальцы колотые перстнями, а на груди был вытатуирован храм с четырьмя куполами, в точности вострыми луковишками как из былинки тетуси Афьи.
«Загадали желания и ступайте подобру?!» – высказал авторитет, пока мы пучили глаза, рассматривая луковишки, оделся, в секунду помрачнел почему-то, видимо вспомнив о чём-то своём, сел и ото всех отвернулся. Намёк был понят нами правильно, попрощались мы с новыми знакомыми и быстро удалились.
Бывают ли такие совпадения, или вселенский разум действительно играет нами, как заблагорассудится, но много лет позже, вспоминая эти события, выяснилось, что тайные желания наших жён полностью исполнились в ближайшие же годы... Вот такие случаются чудеса в крещенскую ночь...
Предлагаю к прочтению свои книги:
Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ <= ссылка. Военно-историческая повесть: КЕРЖАК <= ссылка............................................... Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА <= ссылка................................... Сборник рассказов: КАНИКУЛЫ В ОСТАНКИНО <= ссылка..............................
Друзья! Если вы готовы поделиться интересной историей со времён службы в армии, или рассказать достойный внимания случай, пишите по электронной почте ynazar@mail.ru или свяжитесь со мной через страницу на сайте ОК.РУ
Подписка и комментарии приветствуются!
помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795