В завершение 2023 года команда идеологов и кураторов проекта Платформа собралась для подведения итогов и не удержалась от прогнозов на будущий. Ваша задача - внимательно к ним прислушаться и скорректировать план развития своей студии.
Владимир Сердюк, основатель оптовой компании нового поколения SVA Flora Group:
Цветочный год закончится только 8 марта, но про уходящий 2023 хочется сказать многое: рынок поменялся, друзья, как раньше уже не будет. Привычная аналитика не работает, на аукционе меньше цветка, потому что из-за санкций фермеры ограничили объем посадочного материала. Добавьте сюда неурожайный год и повышение спроса при увеличении цены.
Что будет дальше, в 2024 году? Нужно принять за факт: будут дефициты по многим сортам, те же пионы, ранункулюсы и сирень могут перейти в разряд роскоши.
На мой взгляд, в будущем году мы увидим спрос на максимально бюджетный цветок. Оптовики, в том числе и SVA, будут закупаться аккуратно - под заказы, и лишь немного оставлять на “свободку”. Цветочная продукция будет отгружаться в первую очередь постоянным платежеспособным клиентам. Кстати, тот же тюльпан мы выкупаем уже сейчас, в декабре.
И хочется отдельно отметить: 2024 будет годом “показательной порки” от налоговой - приведите в порядок ваш бизнес, уделите время контролю за чеками и документацией, платите налоги и живите спокойно!
Мария Андреева, автор книги “Цветочный бизнес без цензуры”, эксперт по экономике и автоматизации цветочного бизнеса:
Когда я говорю о 2024, всегда предупреждаю: готовьтесь к нарастанию дефицита кадров! Он коснется всех - и курьеров, и флористов, и руководящего персонала. Разумеется, это повлияет на рост зарплат, то есть, уже сейчас закладывайте больший объем ФОТ. Будьте готовы: за сотрудников вам придётся конкурировать с другими работодателями, и здесь я рекомендую внедрять и адаптировать разные социальные “плюшки”. Что это может быть? Например, повышенный коэффициент за выслугу лет, полис ДМС, тринадцатая зарплата - в общем, что угодно, лишь бы работники ценили, что трудятся именно у вас.
Готовьтесь к тому, что повсеместный рост уже не будет таким бурным, как в 2023, он сгладится. Но, тем не менее, покупательская способность останется примерно на таком же уровне. Хотя и здесь не без НО: на рынке появилось больше новых игроков, которые продолжат отбивать свою долю. Значит, придется жестче конкурировать - но, пожалуйста, не по цене! Ищите другие стратегии, свои сильные стороны, используйте все варианты, привлекающие покупателей.
Ну а праздник 8 марта должен пройти успешно при условии, что вы очень хорошо подготовитесь и правильно всё посчитаете. Заняться расчетом закупки и формированием предложения по букетам стоит уже в январе. Тогда и торговля пройдет по плану!
Виктория Габбазова, сооснователь Sicilia Flowers и SVA Flora Group:
2023 год стал концом старого цветочного мира и первым витком новой эпохи. Она будет ярко проявляться в 2024! Все, что было востребовано раньше - определенные сорта цветов, формы, типы букетов - потеряет свою популярность. Люди становятся другими, развиваются, и уже хотят чего-то более интересного, изощренного. Если раньше мы, флористы, делали смелые креативы только для души или для съемок, теперь покупатель хочет видеть искусство в своих руках. Например, мы уже замечаем, как трансформируются тренды - вместе с цветочным материалом в композициях используется то, что с ним вообще не связано, все больше сращивается с флористикой индустрия моды.
Здесь важно понять, что момент, когда нужно перестраиваться, уже настал, а значит, меняться нужно сейчас - это касается и экономики, и флористики. Те, кто сможет влиться в эту волну, пересмотреть старое через новую призму и адаптировать это к реальности, подать под новым соусом - тот будет на коне.
Яна Слово, эксперт в контент-маркетинге, копирайтер, руководитель агентства SEO-копирайтинга:
Во время роста и развития легко быть на плаву - достаточно найти правильную “волну” и стать чуть более заметным. А когда попутный ветер кончается, начинают работать закономерности. Маркетинг как раз очень закономерен, и как раньше - результатов из-за случайностей, хайпа - уже не будет. Какие же каналы продвижения стоит использовать в 2024 году?
Ответ прост - все.
Ваше представительство должно быть везде - от соцсетей до контекстной рекламы и маркетплейсов. Но важно помнить: понятная схема роста и охват там доступны только до тех пор, пока это в интересах сервиса. И потому совершенно точно вам нужно обеспечить себе собственный канал продаж - сайт, полноценный интернет-магазин - который будет только вашей площадкой.
SEO-оптимизация сайтов в 2024 году по праву станет одним из лидеров среди маркетинговых инструментов. И с каждым новым онлайн-магазином цветов конкуренция в органической выдаче будет все выше, важно занять свое место в поиске как можно раньше.
Анастасия Костикова, эксперт флористического визуала, креативный директор и фотограф Sicilia Flowers и SVA Flora Group:
Важный тренд уходящего года - “Как в жизни” - продолжит развиваться в 2024. Он представляет собой естественность и натуральность контента и для нас, людей из флористики, очень важен! Работая с цветами, живым источником творчества и вдохновения, мы демонстрируем постоянную связку с этим трендом. Но, чтобы делать это на грани современности и натуральности, стоит зафиксировать для себя основные принципы: приветствуется съемка на пленку с элементами документальной фотографии, отсутствие фильтров и ретуши. Помните - следы усталости, различные артефакты, кривизна стеблей и бутонов раскрывают персонажа вашей съемки и сюжет.
Это время экспериментов - со свето-теневым рисунком, разными камерами, пленкой и даже ч/б, c выдержкой, с цветами и материалами, органичными той локации, где проходит съемка.
Также я рекомендую вдохновляться, просматривая документальные фильмы про икебану и натюрморты, а еще - печатать свои работы и смотреть на итог в ощутимом виде.
Владимир Абрамов, опытный менеджер по продажам срезанных цветов в России:
Ожидаю,что 2024 год станет ещё креативней, порадует нас совсем иным творческим подходом! Жду, что появятся новые звёздочки - кутюрье цветочной моды: каждый со своей неповторимой “фишкой”, шиком, со своей цветочной историей.
Мы уже наблюдаем, как возрождается и поднимается на несколько ступеней выше культ флористики. Предполагаю, в новом году будут востребованы некогда забытые сорта - такие, например, как гербера. Сотворим цветочную революцию в 2024 году - кто с нами?
Вся команда Платформы - площадки для объединения, обучения, общения и развития - поздравляет читателей нашего канала на Дзен с Новым 2024 годом! Пусть успех сопровождает вас во всех сферах жизни!