Найти в Дзене
Небесные истории

РАССКАЗ ПИЛОТА: Как мы застряли на курорте. Часть 2

Привет читателям "Небесных историй"! Это продолжение рассказа о том, как нашему экипажу пришлось незапланированно отдохнуть в индийском городе Каликут (он же Кожикод). Ссылка на первую часть *** Вызванный инженер, покопавшись в недрах компьютера, вызнал причину горения табло MAINT: в правом двигателе накрылась некий fan air modulation valve (клапан регулирования воздуха чего-то там). Выполнить ресет (сброс) неисправности не получилось по непонятной на тот момент причине (потом, уже на следующий день, инженер взахлеб рассказывал о тонкостях поломки, а я с умным видом кивал и делал вид, что все понимаю). Починить прямо на месте не представлялось возможным по причине отсутствия необходимой запчасти. Можно было лишь вылететь по MEL, но… Но при вылете с подобным дефектом накладывалось ограничение: во-первых, необходимо учесть повышение (незначительное) расхода топлива, во-вторых полет не должен проходить в зоне фактического или прогнозируемого обледенения. И если первое сущая ерунда, то вот
Оглавление

Привет читателям "Небесных историй"!

Это продолжение рассказа о том, как нашему экипажу пришлось незапланированно отдохнуть в индийском городе Каликут (он же Кожикод).

Ссылка на первую часть

***

Вызванный инженер, покопавшись в недрах компьютера, вызнал причину горения табло MAINT: в правом двигателе накрылась некий fan air modulation valve (клапан регулирования воздуха чего-то там). Выполнить ресет (сброс) неисправности не получилось по непонятной на тот момент причине (потом, уже на следующий день, инженер взахлеб рассказывал о тонкостях поломки, а я с умным видом кивал и делал вид, что все понимаю). Починить прямо на месте не представлялось возможным по причине отсутствия необходимой запчасти.

Можно было лишь вылететь по MEL, но…

Но при вылете с подобным дефектом накладывалось ограничение: во-первых, необходимо учесть повышение (незначительное) расхода топлива, во-вторых полет не должен проходить в зоне фактического или прогнозируемого обледенения. И если первое сущая ерунда, то вот со вторым у нас нарисовалась проблема. Мы только что снижались через облачность и очень даже использовали противообледенительную систему двигателей. Ну потому что так положено: при полете в облачности при температуре +10 и ниже требуется ее использовать, так как это и есть условия обледенения согласно документам. Даже если фактически ты обледенение не наблюдаешь, включать все равно требуется – ведь процессы в двигателе сильно отличаются от того, что видишь на остеклении кабины. Потому и запас такой: аж +10°С верхняя граница.

Облачность была не то чтобы приличной (по толщине), но все же она была. И судя по свежей сводке погоды, никуда это пятно облаков не делось и в ближайшие часы уходить не планирует. Мы прямо через него полетим. И даже если построить альтернативный маршрут, по которому сначала уходишь на север в район Гоа, а затем берешь курс на Маскат, облачность все равно захватываем. Пусть по краю – но летим в ней.

И вот такая у нас забавная ситуация образовалась: стоишь в южной Индии на земле, температура за окном выше +30°. Понимаешь, что на 99,9% в этих облаках не будет какого-либо значимого обледенения, и вообще, очень быстро их пробьешь в наборе высоты, но права принять решение на вылет формально не имеешь.

О чем я и сообщил в авиакомпанию в службу оперативного контроля. Сообщил весьма заранее – инженеры только-только ушли копаться в двигателе, чтобы произвести деактивацию согласно пункта MEL, а я раздобыл телефон у представителя и связался с диспатчем.

Правда, сначала случилось недопонимание. Я только начал говорить, что у нас «такой-то пункт MEL, где надо пересчитать топливо и…», как меня очень доброжелательно перебили:

- Сколько топлива тебе нужно сверху, кэптэйн? Тонны хватит?

- Э-э-э… Тонны хватит, но тут есть еще…

- Окей, кэптэйн, сейчас я новый расчет пришлю. Ноу ворриез!

Би хэппи.

Тут в кабину вошел инженер, что-то начал мне говорить. Я скомканно попрощался с диспатчером, находясь в некотором смятении из-за разрывающегося от противоречивых мыслей мозга.

Инженер сообщил мне, что работа по деактивации потребует куда больше времени, чем они рассчитывали. Что ж, мне это даже на руку: может, за это время что-то с погодой по маршруту изменится.

Но есть нюанс в этой задержке: на нас начинает давить новая вводная: аэропорт проводит ремонтные работы на полосе и скоро закроется аж до позднего вечера. Правда, представитель авиакомпании заверил, что ради нашего вылета аэропорт закрытие может перенести. В общем, не проблема.

Проблема в другом – пусть мы и стоим на земле, но наше рабочее время продолжает идти. И здесь не выкинешь два часа на обед, как в старые добрые «сибирские» времена. Можно лишь продлить продолжительность полетной смены с согласия экипажа на два часа.

Но в данный момент у нас еще есть приличный запас, поэтому ждем.

Надеемся.

Верим.

-2

Хотя надежды как раз-таки особой нет. Ну, деактивируют они чего-то там – погода-то вряд ли изменится. Облачность не рассосется.

О чем, грустно улыбаясь, в очередной раз сообщаю индусу-представителю. Ну и инженеру, периодически забегающему в кабину, тоже.

Весь мой лётный опыт говорит за то, что придется нам сегодня познакомиться с гостеприимством одной из местных гостиниц. А ведь мы уже и пассажиров всех в самолет посадили – такой вот у нас оптимизм был поначалу. Конечно, я вышел с ними на связь и рассказал, что ожидается задержка. И через полчаса еще раз вышел… И затем еще...

В общем, наступил момент, когда индийский оптимизм окончательно перестал мне нравится. Подошел к представителю и в очередной раз расписал все как есть:

- Скорее всего, мы не улетим сегодня. Даже если инженеры выполнят деактивацию, при такой погоде мы не можем лететь. Понимаю, это звучит смешно, но… Я считаю, что надо снимать пассажиров и искать гостиницы.

- Кэптэйн, вы считаете, что надо снимать пассажиров?

- Да, я считаю, что надо снимать пассажиров.

- Окей, окей!

Представитель уносится куда-то с телефоном, пообещав скоординировать решение с оперативным контролем авиакомпании. И тут же возвращается, вручая в руки телефон:

- Диспатчер звонит.

Беру телефон, отвечаю:

- Хэлло! Кэптйэн Деннис слушает.

- Кэптэйн! Так у вас же по MEL нельзя вылетать в условиях обледенения, а…

- Бра-а-ат! Это именно то, что я и пытался тебе сказать в прошлый раз!

- …а я вижу, тут на маршруте облачность.

- Именно так, брат! Облачность.

- А если мы поменяем маршрут?

- Ну так там тоже облачность. Или я ошибаюсь?

Секундное молчание.

- Нет, кэптэйн, все правильно. Получается, нельзя лететь с этим дефектом?

- Именно это я и хотел сказать.

- Оке-ей… Какое будет решение, кэптэйн?

- Мое решение – лететь нельзя. Я уже попросил заняться размещением пассажиров и экипажа в гостинице.

- Понял, кэптэйн! Понял!

Конечно же, быстро ничего не сделалось. Индийцы только тараторят быстро, а дела решают медленно. Да, мы высадили пассажиров – я предварительно извинился по громкой связи, рассказал о причинах, почему мы не можем лететь, вышел их проводить. К своему удивлению и даже радости, ни один не сказал плохого слова. Выходили, говорили «до свиданья!», даже улыбались.

Очень приятные люди!

В итоге каликутские инженеры получили отличный опыт по ковырянию в двигателе 737MAX. Они все же деактивировали то, что планировали… Ну а затем пришлось вернуть все вспять и ждать запчасть, поиском которой авиакомпания уже озадачилась.

А мы, прилежно досидев в самолете до окончания рабочего времени, наконец получили добро от авиакомпании на размещение в отеле.

У меня уже был опыт эстафет в Каликуте – в допандемийный период выполняли рейс Маскат-Салала-Каликут, там отдыхали сутки и возвращались в обратном порядке. И опыт сей я не могу назвать очень позитивным – до отеля добирались час, а езда по местным дорогам… Знаете, это очень сильные впечатления! Куда как спокойнее океан пересечь на десять эшелонов ниже расчетного!

Но представитель сказал, что будет другой отель. Поближе.

Мы, конечно же, нашли виновника наших приключений. Еще в полете старший бортпроводник взахлеб рассказывал, как ему нравится Каликут и что он был бы рад, если авиакомпания когда-нибудь организует здесь эстафету. Мы ждали вступление в действие новых правил по рабочему времени и надеялись (напрасно), что такой вариант вполне возможен.

- Аллах услышал твои молитвы, Мохаммед! – с улыбкой обратился я к старшему бортпроводнику. – Собираемся и едем в отель. Более того, если меня не обманул представитель, это ресорт!

-3

С шутками и прибаутками – вообще не скажешь, что позади бессонная ночь и часы, проведенные в самолете, - мы покинули лайнер, потопали в терминал. Прошли индийскую границу, где я, как и в далеком 2017 году, вновь порадовался, что мы не на А380 работаем– очень уж неспешно пограничники делают свою работу. Минут пятнадцать ушло на то, чтобы нас шестерых пропустить. Даже отпечатки пальцев собрали у каждого. И еще документы всякие заполнили.

Далее прошли через зону прилета, вышли в аэровокзал и затем на улицу. Как же здесь зелено! Ну шумновато: броуновское движение необычно одетой публики, чириканье и карканье птах – типичная картина индийского аэропорта. Стоим, ждем, наслаждаемся душной южной жарой, густой зеленью пальм и аутентичными запахами.

-4

Вскоре подъехали две машинки–такси, которые откликнулись на призывы представителя. Одна поменьше, другая побольше, и, судя по внешнему виду, у автомобилей лучшие годы явно остались позади. Ну да ладно. Быстро порешав, кто куда, я сел в машинку, что поменьше, спереди, в левое пассажирское кресло, надеясь поснимать виды Подкаликутья.

Следующие полчаса были самыми волнительными во всей истории. Смуглокожий индус-водитель с абсолютно невозмутимым лицом уворачивался от внезапно выезжающих навстречу – на узкой дороге! – автобусов, каким-то неизвестным чувством чуял обгоняющих нас мотоциклистов, уступая им дорогу, и при этом умудрялся не давить проходивших по обочине худосочных сограждан.

Каждый раз, когда меня возят по дорогам Индии и Шри-Ланки, не могу не удивляться! Как! Как они умудряются так безобразно ездить, и при это я ни разу не видел ни одной аварии?

В конце рассказа - ролик об этой поездке.

Но, признаюсь, было страшно. Адреналина хватил порядком. Это вам не самолет на кривую каликутскую ВПП сажать.

Прекрасная с воздуха Индия с земли выглядит очень бедной страной. Расслоение общества очень заметно, а виды из нашей машины явно не говорили о зажиточности обитателей Подкаликутья. Тем более удивительным было увидеть отель, к которому мы – без единой царапины! – в итоге подъехали. Представитель не обманул, это действительно оказался ресорт.

-6

Поднялись на холмик, круто повернув перед неопрятным зданием с магазинчиками на первом этаже – и как будто в другой вселенной очутились. Лесочек, отель, все зеленое, красивое…

Просто обалдеть!

Нет, ну очень здорово, действительно.

Конечно, побросали сумки, принялись фотографировать чудесные виды, открывшиеся с балкона на рецепции. Повздыхали, поохали.

-7

Наконец зарегистрировались, получили карточки от номеров, но по комнатам не разбрелись – пошли на завтрак. Организм давно уже и настойчиво сигнализировал о том, что еда ему не помешает. Даже индийская.

Уселись за любезно выделенный нашему экипажу стол, повесили на спинки стульев пиджаки, пошли добывать еду.

Кстати, нормальная была еда. Что-то было очень острым, что-то в умеренных рамках. Индийские десерты с чаем зашли на ура.

-8

Позавтракали, пожелали друг другу отличного отдыха и хороших новостей, разошлись по номерам.

Насладиться всеми прелестями отеля-ресорта у меня не получилось. Как только зашел в номер, сразу полностью разделся, грязные вещи отправил в стирку, в надежде, что за минимальное время отдыха (а на большее я консервативно не рассчитывал) они под кондиционером высохнут.

И завалился спать.

Ссылка на окончание рассказа

| Короткий ролик по мотивам этого рассказа

| С Наступающим Новым Годом, дорогие друзья!
| Счастья, радости и только добра!

Если рассказ Вам понравился, пожалуйста, поставьте 👍 автору и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

| Об авторе
| Мои книги об авиации на Литрес
| Мой канал в Telegram

| Стёб-видео "Золотые яйца. Об авиационных экспертах в телевизоре"