Посмотрела вчера фильм Зверь по рекомендации. Меня попросили высказать мнение, кто же убийца, так как фильм не очень ясно отвечает на этот вопрос.
Естественно, в тексте ниже вы найдёте полный спойлер фильма.
Первое что хочется сказать, так это то, что фильм мне показался психологически не очень достоверным, либо герои намеренно показаны как бы фрагментарно.
Паскаль чтобы быть убийцей должен быть психопатом, либо социопатом, либо страдать от диссоциативного расстройства. Нормальный человек не может после убийства быть таким спокойным и пойти ещё кроликов пострелять и красиво спасти девушку от надоедливого кавалера. У нормального человека будет сильный стресс и муки совести. Если предположить, что Паскаль, например, социопат, то он в ситуации спасения Молл скорее всего должен был продемонстрировать удовольствие от победы над соперником. Мы же видим, что в этой и в другой ситуации, где он пытался защитить одного мужчину от нападок двух сразу, он действовал как отважный герой, и не особо перегибал палку. Не показывал садистических наклонностей или чрезмерной несдержанности. Зато несдержанности хоть отбавляй в разговорах с Молл, ведь он начал душить её, когда они просто по сути обсуждают планы на жизнь, а это уже может быть признаком расстройства личности.
Если бы он был психопат, он бы не был способен на привязанность, которой он подвержен. Ну, либо он изящно имитирует её — так изящно, что мы верим в его чувства. Хотя в конце, когда он обещает больше не убивать — мы не верим. Что случилось? Талант лгать и манипулировать внезапно выключился?
Паскаль по сути ведёт себя как три разных человека: как хладнокровный психопат, как вспыльчивый социопат, и как обычный влюблённый парень.
Это можно было бы объяснить тем, что его психика расколота на несколько личностей, но если бы у него было диссоциативное расстройство (множественная личность), то в таком случае у него должны быть как минимум провалы в памяти и другие странные проявление, острая реакция на триггеры. Но нет, мы этого не видим.
Что же касается главной героини, то она показана более достоверно и более объёмно. Она часто ведёт себя как психически сильно нарушенный человек, и в целом она довольно безрадостная по жизни. Сначала она режет себе руку в ситуации, когда нормальный человек злился бы на сестру — так проявляется аутоагрессия и псих. защита, которая называется "поворот против себя", у которой есть понятная причина — за агрессию направленную вовне в такой семье схлопочешь так, что мало не покажется.
В ситуации с кроликом — сначала Молл явно испытывает сострадание к раненому кролику, и отвращение к убийству как таковому. И через две секунды безжалостно размазывает его череп по земле. Окей, сам факт, что она его добила, мог бы говорить о том, что ей важно продемонстрировать Паскалю, что она такая, какой он хочет её видеть — это похоже на привычку из семьи, где нужно делать то, что от тебя хотят, иначе хуже будет. Но почему просто не выстрелить в кролика второй раз? Вроде бы в ней внезапно просыпается жестокость, тот самый "Зверь". Но что вызвало появление зверя? Сама ситуация охоты?
Зато момент, который мне понравился — это как она выбирает Паскаля два раза, сразу после того, как её мама даёт ей понять, что она против. В этом смысле Паскаль для главной героини — единственная соломинка, ухватившись за которую, она может сепарироваться от своего токсичного, я бы даже сказала инвалидизирующего окружения, в первую очередь от матери. Мать говорит "Он мне не нравится", и Молл сразу же идёт назначать ему свидание. После того, как Молли из-за страха за свою жизнь решает порвать с Паскалем, мать одобряет её: "Моя девочка". Молл мгновенно меняет решение — повиноваться матери и отвечать её ожиданиям для неё стало невыносимо.
Кошмарные сны, сэлфхарм, непонятная ночёвка в могиле в грязи — мой муж, глядя на это одним глазом, периодически говорил: "У неё течёт крыша". В каком-то смысле героиня демонстрирует мазохистическое поведение и так называемую "тягу к смерти".
Концовка фильма оставляет больше всего вопросов. Паскаль признал, что убил девушку или решил из сострадания не спорить со своей "ненормальной" подружкой?
И что случилось опять с Молл, что она решила убить его собственноручно, рискуя собственной жизнью? Где же "поворот против себя"?
Фильм визуально красивый и приятный, и мне очень понравились актёры и их типажи. Не смотря на нелогичность поведения героев, я думаю, что создатели фильма и не ставили перед собой задачу показать глубинную психологию. Скорее, они хотели передать красивое меланхоличное настроение и заставить зрителя постоянно быть в напряжении и сомневаться. Возможно, это отражает сомнения героини — я хорошая или я плохая? Я эгоистка и зверь или мне плохо и я имею право прекратить это? Мой возлюбленный убийца или жертва клеветы?
А в конце, возможно, если не сдаваться и пытаться искать логику, то факт того, что единственный близкий человек признаёт, что он хладнокровно убивал девушек, травмирует Молл настолько, что психика не выдерживает, и вся накопленная агрессия обрушивается на любимого, и на себя кстати тоже, ведь они оба могли погибнуть в этой аварии.
И вот мы уже видим зверя. Молл стала зверем, потому что никто не может выдержать столько боли и одиночества.
Автор: Полина Йоркувайт
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru