Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Новогоднее...Ремонт на Новой Земле. Кузькина мать.

Оглавление

Кросс Роуд

Фото с Яндекса
Фото с Яндекса

Новогодняя ночь!

Это же надо было всему нашему курсантскому подразделению  попасть в  эту ночь в караул!

В овчином тяжёленном, но тёплом, постовом  тулупе  я охраняю наши  зачехлённые длинноствольные орудия. 

А место  замечательное - расположено в 80-ти метрах позади мощной кирпичной стены музея вооружения, а справа - недалеко - въездные ворота в Петропавловскую крепость. И высоченный шпиль просматривантся! ...Где-то здесь казнили декабриств...Да...
На историческом месте стою!

Ну, служивые люди  знают, что на посту - курить, пить, есть, читать и писать  нельзя. Сидеть и прислоняться к чему-либо - тоже. Только охранная и защитная  служба!
Но думать то и стихи вспоминать - можно!

И  под шапкой-ушанкой  в  моей  голове возникают стихи :
 - Не слышно шума городского, на невской башне тишина...
   (Я снимаю карабин с плеча)
 - И на штыке у часового горит полночная луна...!

Пришлось немного повернуть карабин, и поймать на штык отблеск  света луны...

Ну а что! Под бой часов, с луной на штыке,  Новый год встретил!)

----------------

Ремонт на Новой Земле

- Значит так - коренастый майор Кроев с  красным от постоянного ветра  лицом, вновь прошелся от конца нашего строя к середине.
- Белых медведей тут давно не видно, но раньше  они заходили. Предупреждаю, стрелять в них нельзя. Красная книга. Потом хлопот не оберёшься. Да они выстрелов и не боятся. А вот сигнальные ракеты очень уважают. Тем более, если горящая ракета у него перед носом упала, дымит, шипит и вращается.

Наш строй - это собранные техники и мастера разных специальностей для срочного ремонта насоса и магистрали  подачи горячей воды в один из поселков на Новой Земле. При 38-ми градусном морозе с ветром дело  непростое...
Мы  уже основательно продрогли. Блин, когда же он уже кончит свой  инструктаж?? Переминаемся с ноги на ногу и мечтаем скорее попасть в наспех сколоченный барак, где раскаленная бочка даёт хоть какое-то тепло.

Наконец майор закончил и  мы бегом, толкаясь и скользя на снегу, рванули в барак. А  на тропинке, ведущей к будке - туалету (типа сортир) остался только один человек. Федор Блинов. Ему по-несчастью надо было срочно не в барак, а в обратную сторону, вот в эту будку.

Тусклый свет от единственного оконца барака вскоре вообще перестал освещать тропу и Федор засеменил в темноте к еле видимому впереди желанному объекту. Добрёл все-таки, ворвался во внутрь  и стал поcпешно расстёгивать одежду.  А она полярная, многослойная. Дело не простое и не быстрое.
А закон, между прочим,  на Севере такой - надо не бояться, что что-то там у тебя отмёрзнет, а просто в темпе, с напором, справляться с делом. И всё будет нормально!)

Глаза Федора уже немного приспособились к темноте и тут он увидел в углу  небольшой  белый комочек. Наверное, снегу намело или  зверёк какой-то забрался - подумал Федя, готовясь в последнему решающему действию. НО...нет! Если бы зверёк...! Это был белый медвежонок. И лежал он и грелся на своей маме. Да....!

Мощный рык донёсся до Фёдора, когда он, придерживая уже спущенные штаны, несся по тропинке к бараку. Аааааааааа!!!! - орал он, слыша как медведица трещит досками сортира. Отпустив штаны Федя, надо отдать ему должное, на миг остановился, достал ракету и рванул тросик. Ракета, шипя, полетела в  направлении появившейся  медведицы. Б...( цензура)! Перелёт! Ракета упала за медведицей, которая, уже набирая скорость  и со свистом прошивая мощными когтями снежный наст, приближалась к Фёдору. УУУУУУУУ - завыл Федя и...с треском сделал то, что только что  собирался сделать в будке...

Но его Федино счастье! Оно было!  Его  крики услышал майор.  Офицер быстро оценил обстановку, выбрал позицию и точно пустил ракету перед разъярённым зверем. Медведица остановилась, чуть проехав на всех лапах, в панике развернулась и...повторила то же самое, что только что сделал  Федя себе в штаны. (У медведей от неожиданности это бывает). Все окрестности заволокло невыносимой вонью. Но Федя уже ничего  не чувствовал, кроме счастья спасения).

Когда с трудом отмывшись,  он, наконец, вошел в барак, раздался почти одновременный грохот. Вся команда попадала от смеха с нар на пол. Да и Фёдор, постоял, постоял да и  вместе со всеми залился слабым смешком.)

Не смеялся только один человек - майор.  Уж он-то точно знал, чем всё могло закончиться...

-------------

Кузькина мать

Кросс Роуд

30 октября 1961 года рано утром с аэродрома "Олений", что на Кольском полуострове, взлетели два самолёта Дальней авиации. Прервый - Ту-95 № 580030. Командир-майор Андрей Дурновцев, 1923 года рождения, окончивший Энгельское военное училище лётчиков. Экипаж 9 человек.

Самолёт у них необычный. В течение года он проходил серьёзную переделку. Из фюзеляжа удалили топливные баки и максимально расширили бомбовый люк. И всё равно, изделие, которое час назад загрузили в самолёт, частично в люк не вошло. А груз был и правда примечательный. Это была "Царь-бомба" или как обещал показать американцам Хрущёв - "Кузькину мать", не раскрывая дальше - что это. Изделие АН-602. А, проще говоря, водородная бомба небывалой мощи, 57 миллионов тонн тротила. Начинали её изготовление в НИИ - 1011 в Челябинской области, а закончили в КБ - 11, г. Саров ("Арзамас 16"). 

Бомба получилась впечатляющей - вес 20 тонн, длина 8 метров, диаметр чуть больше 2-х. Чтобы представить её мощность, достаточно сказать, что она в десять раз превосходила все взорванные боеприпасы во время  Великой Отечественной войны. В десять!
Второй самолёт был скромнее, но тоже тяжелый бомбардировщик - Ту-16. Он был оснащен кино и фотоаппаратурой.
Оба самолёта взяли курс на архипелаг Новая Земля, равный, кстати, по площади Нидерландам.

А там уже давно всё было готово к испытанию монстра. Специальная площадка радиусом более 40 км, с датчиками, сооружениями, образцами техники, зданиями и укрытиями. Всё это кодированно называлось "Объект 900".
На строительство были задействованы  10 строительных батальонов. И охраняли строительство  площадки истребительный авиаполк, а с моря - дивизион боевых кораблей. Для транспортных нужд был под руками транспортный авиаотряд.

Вообще-то расчётная мощность бомбы была 50 мегатонн, но получилось немного больше. Был вариант испытать ещё и 100-мегатонную. Но стали опасаться, а вдруг стёкла вылетят на Аляске! Ну а при взрыве 200 мегатонн - были уже серьёзные опасения, что может расколоться земная кора и сместится орбита нашей  планеты. А это уже жуткие непредвиденные последствия, катастрофы, изменения климата, очертания материков, исчезновение городов, изменения в атмосфере, сдвиги тектонических плит, цунами и прочие " удовольствия".

Ту-95 приближается к месту сброса бомбы. Высота 10500 метров. Время 11.30. "Командир, - это голос борт-радиста. А что, если она раньше времени (нае...неразборчиво)?А?  Да помолчи ты, у неё куча предохранителей. Не видел что ли заглушки на корпусе? Не каркай. Связь лучше держи. Экипажу - одеть защитные очки, дышать кислородом." Напряжение растёт. "Штурман, время до сброса?"  "Две  минуты, командир". Ещё раз быстро проверяется точность курса и расчёт времени. Ошибок нет ...и ровно в 11 часов 32 минуты бомба освобождается от креплений. Срабатывают последовательно 3 ступени вытяжных парашютов и, наконец, раскрывается главный. Огромный купол. Он замедлит падение бомбы и даст возможность самолетам уйти от этого адского места подальше. По расчетам на 100 км. Но получилось меньше. Только на 40, хотя пилоты  быстро закрыли люк и на максимальных оборотах  двигателей отвернули от места сброса. Главный датчик бомбы (барометрический высотомер) сработал на расчетной высоте - 3700 метров. Взрыв. Чудовищный. Небывалый.

Возникший огромный слепящий шар быстро увеличивается в размерах  и касается земли.  Становится ярко-красным и излучает свет и тепло примерно 70 секунд. Потом  характерный  гриб быстро поднимается на высоту в 70 км. И там шапка гриба раздваивается на два слоя. Вспышку было видно на расстоянии около 1000 км. Её видели и на Аляске, и в Северной Европе. Оглушающий мощный грохот. Его отзвуки были зафиксированы  на удалении до 800 км от места взрыва. Тепловое воздействие ощущалось до 270 км. А ожоги 3-й степени люди получали на расстоянии в 100 км. На земле в радиусе 50 км все горело и оплавилось. Оплавился гранит. Ударной волной снесло все укрытия, метровые бетонные стены бункеров  были пробиты как картон. И металлические двери из корабельной стали толщиной 70 см - тоже. С домов на расстоянии  400 км снесло крыши.  Техника просто исчезла, как испарилась.  На 40 минут в Европе полностью пропала связь, а самолёты не слышали друг друга полчаса. На небе возникло мерцающее сияние и несколько суток оставалась засветка небосвода. Ударная волна обошла земной шар трижды. Кое-где наблюдались приливы и цунами.

Самолёт четыре раза очень сильно тряхнуло. Особенно мощно в первый раз. Все четыре двигателя одновременно остановились. Огромную машину бросило к земле, она стала падать, войдя в крутое пике. Борт-инженеру, классному специалисту, золотые руки у мужика, удалось, наконец, запустить один двигатель только на высоте 7000 метров. Второй заработал на высоте 5000. Получается, что самолёт падал почти 5 километров...Последний двигатель так и не запустился и  дальше они летели на трёх.

А в это время Маршал Москаленко, Главком ракетных войск, находился в самолёте Ил-14 на удалении в полтысячи  км от места взрыва. Ну...так, на всякий случай, подальше. И он тоже видел вспышку. И его самолет чуть тряхнуло. Но зато он немедленно доложил Хрущёву об успешном испытании. Конечно, мировой резонанс от этого взрыва был сногсшибательным. И один из главных виновников успеха - майор Дурновцев летел обратно уже подполковником. А через некоторое время он был удостоин звания Героя Советского Союза. Как и командир Ту-16. Все члены экипажей обоих самолётов  тоже были награждены орденами.

Приземлившись, они, наконец, увидели почему не запускался четвёртый  двигатель - оплавилась электропроводка. А на самом самолете обгорела вся краска, хотя он и был весь окрашен в белый цвет. Даже винты. Оплавились все наружные  пластмассовые детали. Плюс мощная  радиация....Но, отдадим должное мужеству экипажей. Они знали, на что шли...И знали, что неизбежно получат запредельную дозу.
Подполковник Дурновцев ушёл из жизни в 1976 году, в возрасте 53-х лет. Никто из экипажей также не дожил до глубокой старости. 
Но они сделали своё дело и обеспечили неоспоримое превосходство страны в этом сверхоружии, отбив желание у кого бы то ни было угрожать нам.
В своё время переводчикам никак не удавалось перевести слова Хрущёва: " Мы вам покажем Кузькину мать"! Но вот тогда-то  до Запада и дошло, что же он на самом деле имел ввиду.

 п.с. Интересно, что ТУ-95  летали с этого аэродрома на выполнение боевых задач в Сирию.

Кузькина мать (Кросс Роуд) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Кросс Роуд | Литературный салон "Авиатор" | Дзен