"Вечная мерзлота" - мощное и художественно убедительное высказывание современного русского писателя в защиту гуманистических ценностей, регулярно попираемых российской властью.
Эта книга о стране, оказавшейся в плену нелепой идеологии, низводящей человека до расходного материала в руках "гениальных" вождей. Она написана с глубоким состраданием к людям, которым не посчастливилось жить в эпоху "великих сталинских строек".
Писатель и литературный критик Майя Кучерская назвала "Вечную мерзлоту" одной из самых оптимистичных книг, прочитанных ею за последние годы. Честно говоря, мне такая оценка кажется странной, ведь роман переполнен неизбывным горем и безнаказанной жестокостью. Оптимизм тут может внушать только факт, что диктаторы тоже смертны, но это не способно удовлетворить наше чувство справедливости.
Человек для государства или государство для человека? - таков главный вопрос, над которым автор заставляет задуматься читателя. Вопрос актуален, потому что многие в России до сих пор верят в возможность прогресса без гуманизма. Горькая истина гласит, что люди равнодушны к политическому насилию, если оно не затрагивает их лично.
Виктор Ремизов поведал жестокую правду о том, как по прихоти стареющего "отца народов" рабы XX столетия прокладывали в тундре никому не нужную железную дорогу. На чекистском жаргоне это бесполезное предприятие называлось "Строительство-503".
Повествование сосредоточено на судьбах капитана речного буксира Сан Саныча Белова и заключённого Георгия Николаевича Горчакова.
Белов настроен идеалистически. Он молод, верит в Сталина, как в бога, и безоговорочно принимает окружающую действительность. В плане карьеры его ждёт блестящее будущее, он на хорошем счету у начальства.
Его буксиру часто приходится тащить баржи, трюмы которых набиты заключёнными и ссыльными. Молодому капитану видится в этом великий сталинский план, бесконечно мудрый и находящийся за пределами его понимания. Да и кто он такой, чтобы критиковать Самого?
Свою совесть Сан Саныч успокаивает созерцанием грандиозного строительства городов и посёлков в тех местах, где ещё вчера на многие километры простиралась безлюдная тайга.
Белов преисполнен наивных пролетарских добродетелей и плакатного оптимизма: честный, доверчивый, самоотверженный, преданный идее и верящий в светлое будущее. Идеальный объект для эксплуатации хитрыми манипуляторами.
Ему присуще дурацкое стремление подавить в себе индивидуальность и гордиться положением винтика в системе. В романе он демонстрирует удивительную стойкость в слепоте.
Во время очередного рейса Белов знакомится со ссыльной француженкой Николь Вернье. Этой замечательной женщине суждено сыграть ключевую роль в судьбе Сан Саныча. Из глуповатого сталиниста она сделает личность, опирающуюся на собственный разум. Переоценка ценностей Беловым показана автором с глубочайшим психологизмом.
Горчаков тоже когда-то был наивным молодым человеком, "штурмующим небо", однако ему довелось пройти суровую лагерную школу, которая, по его же словам, способна за пару недель отрезвить даже самого розового сталиниста.
Лагерь научил его жить без надежды. Он отбывает двадцатипятилетний срок заключения. Будущего у него нет, а прошлое уже не имеет значения. Дома в Москве осталась преданная жена Ася и двое сыновей - младшего он никогда не видел, а старшего не помнил. Горчаков требует от Аси забыть его навсегда, не писать ему писем и постараться устроить свою судьбу, найдя нового мужа.
Но Ася отказывается смириться с разлукой и отправляется с детьми к Горчакову, который находится в одном из бесчисленных лагерей, расположенных на берегу Енисея где-то между Туруханском и Игаркой. В этом опасном путешествии ей предстоит пережить тяжелейшие испытания и страшную трагедию.
Большим достоинством этого романа является наличие в нём сюжетных точек, концентрирующих в себе максимальное психологическое напряжение и генерирующих этический импульс. Проходя через эти узловые моменты, герои книги меняются, а вместе с ними меняется и читатель. Аристотель называл этот эффект катарсисом, что в переводе с древнегреческого означает "очищение, оздоровление".
При этом автор не занимается резонёрством. Его персонажи не статичны и не схематичны - они существуют по собственным законам, это живые образы, которым присуще внутреннее развитие. Весь художественный мир, созданный писателем, побуждает нас размышлять над серьёзнейшими моральными проблемами.
Ещё одна литературная удача Ремизова - это многогранный образ Гулага, ужасающий и одновременно возбуждающий любопытство. Благодаря богатому воображению, свойственному большим художникам, вдумчивому чтению архивных документов, исторических монографий и, особенно, воспоминаний бывших заключённых, Ремизову удалось влезть в шкуру бесправного зэка и вжиться в положение лагерного начальства.
Как Вергилий, сопровождающий Данте в аду "Божественной комедии", автор проводит нас по мрачным лабиринтам ада земного, этого чрева Левиафана, жадного до человеческого мяса. Перед нами разворачивается калейдоскоп искалеченных судеб.
Читателю предстоит побывать на грязных пересылках, где протекает на первый взгляд простая, а на самом деле сложно устроенная жизнь, со своими подводными камнями, правилами и подстерегающими опасностями; в отдалённых командировках, где царит беспредел; в переполненных лазаретах, где люди умирают от всех мыслимых и немыслимых болезней; в пыточных камерах областных тюрем. Всё это передано яркими красками и с впечатляющей дотошностью.
Преступный мир автор описывает сдержанно, сохраняя разумную дистанцию и не впадая в наивную романтизацию. Напротив, он раскрывает его садистическую и паразитическую сущность.
Удивляешься, как Ремизов сумел разобраться в запутанной гулаговской бюрократии, в чудовищном нагромождении учреждений, министерств, особых отделов, управлений, главков, кто кому подчиняется, кто за что отвечает.
Важные генералы с лоснящимися мордами, выслуживающиеся чекисты, всевозможные начальники, чинуши с двойными подбородками и трёхступенчатыми затылками - все они возглавляют какие-то комиссии, разъезжают по лагерям Строительства-503 с проверками, жрут, пьют, строчат доклады и отчёты.
Затем этот мутный поток информации с немалой долей "туфты" стекается к Сталину, которому вообще наплевать на эту Вавилонскую башню в тундре. Он занят более важными делами - развязыванием антисемитской кампании.
Ремизов развенчал миф об эффективности принудительного труда, способного порождать лишь производственный хаос, не говоря уже о катастрофических гуманитарных последствиях. Террор и беспорядок - вот точная характеристика изображённой в романе сталинской системы казарменного социализма.
Произведение основано на реальных событиях и опирается на обширный исторический материал, но перед нами не политический памфлет, не развёрнутая публицистическая статья, проповедующая те или иные идеи, это именно роман - жанр гибкий, вбирающий в себя элементы эпоса, драмы, лирики, физиологического очерка, эпистолярной литературы, дневниковой прозы.
Органическое сочетание этих элементов даёт потрясающий результат - жизнеподобный художественный мир, в который веришь, не чувствуя себя обманутым.
Автор: Дмитрий Гребенюк.
Подписывайтесь на канал и пишите комментарии.
Читайте также мои обзоры на:
книгу Джека Лондона "Мартин Иден";
лекции по интеллектуальной истории России историка-эмигранта первой волны М. Карповича;
новый перевод избранных эссе Джорджа Оруэлла;
двухтомник замечательного литературного критика Серебряного века Юлия Айхенвальда;
новый перевод политического трактата французского философа Монтескье.