Найти тему

Упражнения при расстройстве чтения у младшего школьника

Оглавление

Если ваш ребёнок читает медленно, не понимает прочитанного, вязнет в словах, путает окончания, переставляет местами звуки, то у него, скорее всего, расстройства чтения. Само это не пройдёт и лучше обратиться к специалистам.

Но вы тоже можете попробовать некоторые упражнения, чтобы научить ребёнка анализировать слова и слышать звуки.

Учимся вычленять звуки из слова и последовательно называть их.

Начинаем с простых и коротких слов.

Слово МАК. Подберите картинку. Пусть ребёнок назовёт количество звуков в этом слове. Определит их последовательность. Определит, какой гласный, какой согласный. Вспомнит, чем отличается гласный звук от согласного.

Гласный звук произносится с помощью голоса, произносится свободно, и его можно тянуть, гласный звук образует слог. В произношении согласного звуки участвуют губы, зубы, язык, и другие органы речи.

Можно всё это превратить в игру. Положите в коробку картинки. Ребёнок вытягивает одну из них. Называет, что изображено, определяет количество звуков в слове, их последовательность, гласные и согласные звуки. Затем картинку вытаскивает взрослый и делает всё то же самое, а ребёнок проверит правильность выполнения. Кто сделал всё правильно, забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Не забывайте проигрывать!

  • Учимся делить слова на слоги.

Попробуйте использовать схемы. Например, всё слово обозначают длинной чертой, количество слогов в нём – квадратами, а количество звуков – кружками. Гласные звуки выделяем красным цветом, а согласные – синим.

Схема слова РУКА
Схема слова РУКА
  • Звуковой синтез тоже хорошее упражнение

В этом упражнении наоборот, ребёнку предлагаются несколько звуков или слогов, которые нужно объединить в слово. Или предлагают часть слова, которое нужно дополнить слогом так, чтобы получилось целое слово.

Это тоже можно превратить в игру

Например, бросаете ребёнку мяч и говорите начало слова, а он бросает в ответ и говорит конец.

-3

Ро-за, ко-за, ра-ма.

После овладения звуковым анализом и синтезам можно переходить к разрезной азбуке.

  • Сначала ребёнок устно анализирует слово, определяя количество звуков и слогов в слове, а потом выкладывает его из букв азбуки, читает и записывает в тетрадь.
  • Затем можно использовать слоги, из которых ребёнок будет составлять слова.
  • После того как ребёнок легко будет с этим справляться, переходите к чтению простейших предложений.

«У Миши шарик. Миша бросал шарик. Шарик лопнул».

Первое время хорошо проставлять ударения в словах.